Социальные статусы и роли - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Социальные статусы и роли - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Цели и задачи: 1) познакомить с основными позициями социального статуса, его видами, показать причины ролевого конфликта, раскрыть особенности статусных ситуаций в юношеском возрасте; 2) развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию по теме, объяснять внутренние и внешние связи социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к процессу социализации и социальной адаптации личности, вырабатывать активную гражданскую позицию.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-анализ.

Ход уроков

I. Организационный момент

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите: какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради демонстрации своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках.

Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: «Твой статус не позволяет тебе себя так вести» или «Ты выбрал не ту роль». Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности? Об этом и пойдет речь на уроке.

Тема урока: «Социальные статусы и роли».

План уроков

1. Социальный статус личности.

2. Социальные роли личности.

3. Социализация личности и социальная адаптация.

4. Кто учит нас играть по правилам?


II. Изучение нового материала

1. Социальный статус личности

Долгое время понятие «социальный статус личности» приравнивалось к характеристике правового положения человека.

- Вспомните, как оценивал положение человека в обществе К. Маркс?

- Какие аргументы в противовес Марксу выдвигал М. Вебер? Что же сегодня подразумевают социологи под этими словами?

Сейчас вы разобьетесь на четыре группы и получите рабочие материалы. Ваша задача - внимательно с ними познакомиться, ответить на вопросы к тексту и выполнить задание.


Рабочий материал для первой группы

Статус

Статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом. Так, позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а того - в связи с позицией министра образования, департамента образования и т. д. Статус учителя, как и любой другой, определен относительно всей системы образования.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т. д. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном). Статусный набор - совокупность всех статусов данного индивида.

Вопросы и задания

1. Что такое статус?

2. Назовите основные показатели социального статуса.

3. Что такое статусный набор?

4. Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2-3 знакомых. Сравните их между собой и выясните, какой список получился длиннее.


Рабочий материал для второй группы

Главный статус

В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Для женщин в традиционном обществе главным оказывался статус домохозяйки, а для мужчины - и прежде, и теперь - статус, связанный с основным местом работы или занятием: «директор коммерческого банка», «научный сотрудник», «полицейский», «рабочий на промышленном предприятии» и т. д.

Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т. п. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менеджеров - должность или иерархический ранг.


Личный и социальный статусы

Необходимо различать два вида статуса - личный и социальный.

Социальный статус употребляется в двух значениях - широком и узком. С широким словоупотреблением мы уже познакомились. В узком смысле социальный статус - положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Когда-то афроамериканцев в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому афроамериканцу - талантлив он или нет, добродетельный или злодей - относились пренебрежительно. Личные качества отступали на второй план. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример предрассудок по отношению к женщинам. Полагают, что с руководящей работой она справится хуже мужчины, именно потому, что она женщина.

Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет главенствующую роль для незнакомых, а личный - для знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно официальным представителям какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, неформальный авторитет.

Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые предрассудки. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ним, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к нему с подозрением или осторожностью. Через некоторое время, когда наш герой продемонстрировал свои трудовые и личные достоинства, окружающие изменяют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно перерос в высокий личный.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка и т. п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т. е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Вопросы и задания

1. Что такое главный статус? Приведите примеры.

2. Какие два вида статуса вам надо различать?

3. Что такое социальный статус? Приведите примеры.

4. Что такое личный статус? Приведите примеры.

5. Определите свой главный статус, а также главные статусы родителей и 2-3 знакомых.


Рабочий материал для третьей группы

Приписываемый статус

Кроме рассмотренных видов статуса существуют и другие. Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными в строгом смысле считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса.

• «Афроамериканец» - прирожденный статус, характеризующий расу.

• «Мужчина» - прирожденный статус, описывающий пол.

• «Русский» - прирожденный статус, показывающий национальность.

Таким образом, раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания.

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Когда родители - лица разной национальности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают, что записывать в паспорте. Переселившись навсегда в другую страну, особенно в молодом или детском возрасте, русские эмигранты нередко забывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения. Они уже мало чем отличались от коренных жителей этой страны. Биологическая национальность вытеснялась социально приобретенной.

Возраст - биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых - заботы о детях и стариках.

После наступления определенного возраста сын короля наследует от отца корону. Король - приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являются прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее говорить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном статусе.

Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными статусами. К ним относятся статусы «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «тетя», «бабушка», «дедушка», «кузен» и некоторые другие, выражающие кровное родство (попытайтесь завершить список). Кроме них существуют некровные родственники. Их еще называют «родственниками в законе». Женившись, мужчина получает в родственники всю кровную родню жены. У него появляется «мать в законе» (теща), «отец в законе» (тесть) и т. д. Стать «родственником в законе» можно только через брак. Приобрести статус кровного родственника можно также и через закон, например через усыновление. Статусы падчерицы и пасынка, хотя их называют дочерью и сыном, статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его. Иначе говоря, если усыновление происходило без согласия ребенка.

Следовательно, приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. В строгом смысле прирожденным является биологически унаследованный статус, а приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Так, «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Для того чтобы не возникало лишней путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одинаково - приписываемый статус.

Таким образом, приписываемым, или аскриптивным, является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и (или) которое он занимает независимо от своих воли, желания, усилий.

Вопросы и задания

1. Что такое приписываемый статус? Приведите примеры.

2. Какие три социальных статуса считаются прирожденными? Почему?

3. В чем разница между ними?

4. Определите, относятся ли к приписываемым следующие статусы: «император», «глава католической церкви», «сенатор», «президент», «свекор», «муж», «украинец», «принц», «герцог», «боярин», «опричник», «вельможа».


Рабочий материал для четвертой группы

Достигаемый статус

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретает благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает (достигает) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному выбору. Статус «чемпион мира», «доктор наук» или «рок-звезда» он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как «школьник», «покупатель» и т. п.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус «муж» является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» - статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Статусы «почетный горожанин», «почетный гражданин» или «почетный доктор» зарубежного университета можно получить благодаря прошлым достижениям, иногда специально не добиваясь этого звания.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно- исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

Вопросы и задания

1. Что такое достигаемый статус?

2. Каким образом человек его достигает? Приведите примеры.

3. Чего требует достигаемый статус от человека?

4. Проанализируйте закономерности развития общества в связи с формированием достигаемых статусов.

5. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем приписываемыми, а какие достигаемыми? А у ваших родителей, родственников и друзей?

(Проверка задания и подведение итогов работы групп.)

Большую роль в формировании социального статуса играют два понятия.

Престиж - (влияние, уважение) - это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

Авторитет - (власть, влияние) - степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов.

- Как вы думаете, действительно ли эти два показателя играют важную роль в формирование статуса личности?

- Предположите то условие, при котором происходит лучшая реализация личности.


2. Социальные роли личности

Всем хорошо известны знаменитые строки Шекспира:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

- Как вы понимаете эти строки?

- Предположите, какой конкретный набор действий предполагает роль учителя, ученика.

Итак, индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего поведения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью, или просто ролью.

- Как вы думаете, чего ждут от человека, обладающего определенным статусом? Приведите пример.

Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас достаточно много. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть ими не совсем просто.

Напряженные отношения - ролевой конфликт - возникают в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудно совместимых ролей. (Например, хорошая хозяйка и бизнес-леди.)

- Предположите, какие факторы определяют ролевой набор.

(После обсуждения на доске появляется запись:

«Факторы, определяющие ролевой набор:

• обстоятельства;

• возраст;

• окружение;

• имидж и т. д.».)

Предлагаю вам проанализировать взаимосвязь таких факторов, как статусные символы и социальный статус. Для этого познакомьтесь с дополнительным материалом и проанализируйте его.


Статусные символы

Общество придумало внешние признаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Статусные символы выражаются с помощью жилья, языка, жестов, манер поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные.

Одежда - такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.

В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непристойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля закрывали чехлами.

Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук - показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV в. костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов. До сих пор, скажем, майор не имеет права носить форму полковника.

Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, надевая «не свой» костюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, но за попытку с его помощью завысить свой статус.

В XVIII в. демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры - именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. Постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в повседневную одежду высшего света, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества.

Для дорогостоящих развлечений - ружейной охоты, рыбалки и гольфа - изобрели клетчатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжествах. И все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы наметилась обратная тенденция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Стало немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных низов, она позволяет показать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце «простых парней».


3. Социализация личности и социальная адаптация

Однажды в чайхане пожилой человек начал давать Насреддину различные советы. Многие из этих советов были абсолютно устаревшими. Насреддин внимательно выслушал пожилого человека и после его речи спросил:

- Почему я должен поступать так, как ты мне говоришь?

- Потому что я старше тебя! - вскричал человек.

Тогда Насреддин заметил: «Насыщает не время, проведенное в чайхане, а количество съеденного плова».

- В чем смысл данной истории?

- Согласны ли вы с Насреддином?

В процессе человеческой жизни происходит непрерывный процесс набора человеком ролей, что неразрывно связано с усвоением социальных норм. Ученые называют этот процесс социализацией личности. Как же происходит процесс социализации? Что ускоряет и, наоборот, тормозит этот процесс?

Разбившись на две творческие группы, выполните следующее задание.

Первая группа исследует вопрос «Социализация личности». Для анализа вы используете пункт 3 § 4 и документ на с. 47 учебника.

Вторая группа исследует вопрос «Социальная адаптация». Для анализа вы используете пункт 5 § 4.


Вопросы для первой группы

1. Что такое социализация?

2. Возможен ли процесс социализации вне социума? Почему?

3. Прокомментируйте этапы социализации ребенка.

4. В течение какого времени идет процесс социализации?

5. Что, на взгляд социолога, позволяет выделить социализацию в детском возрасте как особый этап?

6. Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус».


Вопросы для второй группы

1. Что такое социальная адаптация?

2. В чем отличие процесса адаптации у человека?

3. Приведите примеры социальной адаптации.

4. Что подразумевает внешняя и внутренняя адаптация?

5. Назовите показатели степени адаптации.

6. Какие два типа адаптации различают социологи и психологи?

7. Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?

Итак, мы познакомились с понятиями «социализация личности» и «социальная адаптация». Представим выводы графически:



Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей- то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

• агентов первичной социализации - родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

• агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников СМИ, суда и т. д.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на начальных этапах жизни, а вторичной - на поздних.


4. Кто учит нас играть по правилам?

Кто же определяет наши модели поведения? статусы? роли?

- Разбившись на группы, составьте социальные проекты на тему «Они учат по правилам».

Первая группа - «Семья учит нас играть по правилам».

Вторая группа - «Школа учит нас играть по правилам».

Третья группа - «СМИ учат нас играть по правилам».


II. Итог уроков

- В социологии существует понятие «ресоциализация», означающее разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти? Приведите примеры.

- Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, используя понятия «социальный статус» и «социальная роль». Разделяете ли вы этот вывод?

Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считают, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, обрести более высокий статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут лишь дети из зажиточных семей.

- Какое из этих мнений вам представляется более убедительным и почему?

Некоторые социологи пришли к выводу, что полноценно осуществлять функцию социализации детей может лишь та семья, в которой мужские и женские роли строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов.

- А как считаете вы?


Домашнее задание

Выучите § 4, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]