Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Политическая система и политический режим - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Цели и задачи: 1) познакомить с типологией политических систем, показать основные черты политических режимов; 2) развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать у учащихся отношение к политическим системам.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-рассуждение.
Ход уроков
I. Организационный момент
Одному мудрецу задали вопрос: «Какая разница между демократией и диктатурой?» На это мудрец, подумав, ответил: «Демократия - это когда народ открыто проявляет недовольство своим правительством. Диктатура - когда народ открыто проявляет недовольство чужим правительством».
Насколько правдива рассказанная история? Что такое политическая система и политический режим и какую роль они играют в нашем обществе? Порассуждаем на эту тему на уроке.
Тема урока: «Политическая система и политический режим».
План уроков
1. Политическая система: общая характеристика.
2. Политические системы диктаторского типа.
3. Политический режим.
II. Изучение нового материала
1. Политическая система: общая характеристика
Нам предстоит понять смысл термина «политическая система». Прежде всего, система должна быть целостна и обладать определенной структурой. Рассмотрите схему:
Структура политической системы
Подведем итоги. Что же включает в себя политическая система общества? Перед вами графическое видение данного понятия.
Современные американские ученые Д. Истон, К. Дойч и Г. Алмонд исследовали политическую систему как систему взаимодействий субъектов политического действия. В этом случае политическая система выступает в роли одной из подсистем общества, которая выполняет функции интеграции и приспособления к требованиям окружающей ее среды.
Данные отношения между политической системой и средой, по мнению Д. Истона, представлены в следующем виде:
2. Политические системы диктаторского типа
Существует ряд типологизаций политических систем. Самое распространенное - разделение всех политических систем в соответствии с особенностями организации власти и управления. Их подразделяют:
• на демократические политические системы;
• системы диктаторского типа.
На ваших столах лежит таблица, на которой сравнивают системы диктаторского типа. Внимательно изучите их и материал пункта 2 § 15, ответьте на вопросы.
Системы диктаторского типа
Линии сравнения |
Системы диктаторского типа |
|
Авторитарная |
Тоталитарная |
|
1. Формы |
Два основных типа - традиционные авторитарные системы личной власти или олигархического плана и так называемый новый авторитаризм. От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, гражданских диктатур, например в странах Арабского Востока |
Правый и левый тоталитаризм. На правом фланге выделяется фашистский и национал- социалистический режим в Италии и Германии, на левом - диктатуры в странах коммунистического блока |
2. Социальная база |
Опора на традиционные социальные институты - бюрократию, армию, церковь |
Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения |
3. Государственное устройство |
Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни |
«Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль за всеми сторонами частной и общественной жизни |
4. Партийная система |
Правящая партия огосударствлена |
Государство одной партии |
5. Оппозиция |
Ее деятельность ограничена жесткими рамками |
Отрицается |
6. Правовой принцип |
Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью |
Запрещено все, что не разрешено законом |
7. Права человека |
Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности |
Права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство |
8. Экономика |
Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой |
Централизованная экономика, государственное планирование милитаристской направленности. Жесткая производственная дисциплина |
9. Идеология |
Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений |
Существует единственная обязательная официальная идеология |
10. Карательные органы |
Важный элемент государственного аппарата |
Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии фактически бесконтрольно |
Вопросы
1. Какие общие черты имеют диктаторские режимы?
2. На какие типы подразделяются авторитарные и тоталитарные системы?
3. Назовите и проанализируйте основные черты авторитарной политической системы.
4. В чем вы видите основные отличия тоталитаризма от деспотизма?
5. Назовите и проанализируйте основные черты тоталитарной политической системы.
6. В чем состоит уникальность тоталитарной политической системы?
7. Назовите отличительную черту тоталитаризма.
8. Какое место в системе тоталитаризма занимает идеология? Почему?
9. Назовите и обоснуйте решающее отличие тоталитарной системы от любой другой.
10. Какую роль играет партия в тоталитарной политической системе?
11. Как вы думаете, почему тоталитаризм и его коммунистические разновидности приобрели значительную популярность в мире? Мнение аргументируйте.
3. Политический режим
Политический режим - тип политической власти с характерными способами, формами и методами ее осуществления, отражает способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью.
В публицистике нередко понятия политическая система и политический режим используются в качестве взаимозаменяемых. В чем же принципиальное отличие между этими понятиями?
Сравнительная характеристика политической системы и политического режима
Политическая система |
Политический режим |
Главное отличие: тип политической системы определяется фундаментальными принципами ее организации. В основе лежат политические ценности, которые заключают в себе цели и принципы, лежащие в основе политических действий |
Политические режимы различаются внутри тех или иных типов политических систем: • по характеру соотношения ветвей власти; • организации политических институтов; • формам и методам осуществления власти |
Существует множество классификаций политических режимов по разным критериям:
• по тому кто является источником власти и доминирует в отношениях между властью, обществом и личностью (демократические, авторитарные, тоталитарные);
• по форме правления (монархические и республиканские);
• по характеру формирования правящей элиты (открытые и закрытые);
• по составу правящих кругов - военные, гражданские, теократические и т. д.;
• по доминирующим методам осуществления власти (диктаторские и либеральные).
Таким образом, политический режим следует соотносить с политической системой и властью. Режим представляет собой организацию власти в рамках той или иной политической системы. Например, в рамках тоталитарных политических систем можно четко вычленять правый и левый варианты тоталитаризма, а внутри их - нацистский и фашистский политические режимы.
Характеристики режимов могут трансформироваться, не выходя за рамки прежней политической системы - от сталинского репрессивного режима до брежневского режима застоя. Таким образом, одна и та же политическая система может функционировать в разных режимах.
III. Итог уроков
- Проанализируйте приведенные высказывания Б. Муссолини и И. Сталина. Что в них общего? Можно ли считать их выражением сущности тоталитарного режима? Ответ аргументируйте.
• «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства» (Б. Муссолини).
• «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным - это почти ничто» (И. В. Сталин).
- Могут ли авторитарные и тоталитарные режимы играть положительную роль в истории? Приведите примеры.
Домашнее задание
Выучите § 15, выполните задания.