Власть СМИ и интересы общества. От регулирования СМИ — к их саморегулированию — Власть в информационном обществе

Обществознание - Глобальный мир в XXI веке - Книга для учителя

Власть СМИ и интересы общества. От регулирования СМИ — к их саморегулированию — Власть в информационном обществе

6. Власть СМИ и интересы общества. От регулирования СМИ — к их саморегулированию

Постоянное повышение политической роли СМИ в информационном обществе происходит под лозунгом защиты «независимости СМИ» как одной из главных демократических свобод и признания их роли как «четвертой власти» в демократическом обществе. Эту свободу и эту роль вынуждены признавать все государства. Однако сами СМИ вполне зависимы не только от своих читателей, на чьи интересы и вкусы они ориентируются, но и от позиции своих владельцев, своих главных редакторов, от узких групп людей, определяющих политику СМИ. И эти люди благодаря контролируемым ими каналам информации обретают огромную власть над обществом, власть, которой они обычно распоряжаются не в общественных, а в своих частных, личных, групповых интересах.

Сознавая это, правительства всех стран пытаются тем или иным образом контролировать СМИ. В одних случаях это делается через ужесточение законодательного регулирования сферы СМИ, в других — через прямой государственный контроль над телеканалами и газетами. А иногда через скупку важнейших СМИ близкими к правительству бизнес-группами. Применяются и скрытое размещение в газетах и на телевидении заказанных правительством пропагандистских материалов, и привилегированный доступ к государственной информации только лояльных правительству изданий и каналов. Отказавшись от такого вторжения в сферу свободы СМИ, демократические правительства рискуют лишиться общественной поддержки в своих важнейших мероприятиях, а то и столкнуться с «пятой колонной» внутри общества.

Начатая в 2003 г. война США против Ирака на первом этапе пользовалась довольно широкой поддержкой американцев во многом благодаря массированной кампании размещения в СМИ скрыто оплаченных правительством материалов, подающих события в Ираке в нужном свете. А сам повод к вторжению в Ирак дало сфабрикованное английскими спецслужбами «иракское досье», сообщавшее о якобы ведущейся Ираком разработке оружия массового поражения. Утечка в СМИ этого «досье» резко усилила антииракские настроения в США и Западной Европе, на волне которых и было объявлено решение американской администрации отстранить от власти иракского президента Саддама Хусейна военным путем.

Напротив, разоблачения военных преступлений американских солдат в оккупированном Ираке, сделанные американской прессой в 2005—2006 гг., породили волну возмущения в самих США и сильно сузили базу поддержки иракской политики президента Буша.

Особую актуальность приобретают вопросы регулирования СМИ в ситуации антитеррористической войны, которую сегодня ведут многие страны мира. Главной задачей террористов является создание атмосферы страха и панического ужаса в атакуемом ими обществе, его деморализация, силовой шантаж власти. Сделать это они пытаются, заставляя СМИ вольно или невольно работать на себя.

Пропаганда воинствующего исламского экстремизма, подготовившая целую серию кровавых террористических актов по всему миру, стала возможной во многом благодаря арабоязычному спутниковому телеканалу «Аль-Джазира». Хотя официально этот канал придерживается независимой политики и принципа «факты и только факты», именно он неоднократно предоставлял трибуну лидеру террористов из «Аль-Каиды» Усаме бен Ладену, руководителям афганских талибов и других исламских террористов. Несмотря на все попытки США закрыть «Аль-Джазиру» или противопоставить ей альтернативные источники информации, она и сегодня является одним из наиболее популярных в арабском мире средств массовой информации.

Наиболее действенным и цивилизованным способом упорядочить работу СМИ, ограничив самоуправство их владельцев, вероятно, является внутренняя самоорганизация сферы массовой информации. Опираясь на авторитет профессионального сообщества, накладывающего на журналистов и издателей добровольные самоограничения и тщательно следящего за их исполнением, в разных странах государство пытается обеспечить саморегулирование СМИ. Средством для этого являются этические кодексы и хартии, добровольно принимаемые журналистскими союзами. Подписавшие их издатели обязуются следить за соответствием редакционной политики интересам всего общества, предотвращать невольное пособничество террористам, содействовать правоохранительным органам в борьбе с ними.

Тем не менее именно СМИ, являясь средоточием политического влияния в информационном обществе, постоянно находятся в центре ожесточенных дискуссий о способах регулирования СМИ и непрерывной борьбы за контроль над ними.






Для любых предложений по сайту: [email protected]