Обществознание - Глобальный мир в XXI веке - Книга для учителя
Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации — Современные теории глобального мироустройства - Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
· Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации.
· И. Валлерстайн: теория мира как единой системы.
· Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма.
· С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций».
1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
В 1848 г. был опубликован «Манифест Коммунистической партии». Его авторы — Карл Маркс и Фридрих Энгельс подвергли критике всю предыдущую историю человечества (за исключением первобытного строя) за раскол на классы и классовую борьбу. Современный им капитализм они назвали последним классовым обществом, которое будет уничтожено его «могильщиком» — пролетариатом. Вместе с победой пролетариата человечество навсегда отбросит такие «пережитки» антагонистического общества, как религия, государство, частная собственность, семья, и вступит в состояние коммунизма — справедливого общества, в котором будет действовать правило: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям».
Принципиальным отличием этого манифеста от всех прежних проектов достижения всеобщего счастья на Земле явилось то, что Маркс вывел неизбежность коммунизма из экономического анализа капиталистического общества. Он создал действительно научную теорию, которая давала возможность прогнозировать неизбежный крах капиталистического хозяйства из-за концентрации богатства в руках небольшого числа собственников средств производства и обнищания абсолютного большинства пролетариев.
На основе этого научного анализа Маркс и Энгельс пришли к выводу о том, что неизбежный кризис капиталистической системы может быть использован для перехода к коммунизму пролетариатом, которому «нечего терять, кроме своих цепей». Пролетариат, организованный в класс коммунистической партией, обладающей научной теорией, способен совершить революцию, свергнуть диктатуру буржуазии и осуществить коммунизм.
Маркс и его последователи считали, что капитализм уже создал глобальный рынок, что раскол на буржуазию и пролетариат становится основным противоречием мира и что поэтому пролетарская революция, победив в промышленно развитых странах Западной Европы, распространится на весь остальной мир. Это необходимо, поскольку коммунизм возможен только как объединенное человечество.
В XX в. большинство последователей Маркса в Западной Европе отказались от пролетарской революции как непременного условия перехода к коммунизму. Они создали социал-демократические партии, которые ставили своей целью путем политической борьбы и победы на парламентских выборах преобразовать капиталистическое общество в интересах трудящегося большинства.
Российская социал-демократическая рабочая партия, созданная в 1898 г. на основе идеологии марксизма, уже в 1903 г. раскололась на большинство и меньшинство. Большевики во главе с Владимиром Ильичом Ульяновым (один из его псевдонимов — Н. Ленин) объявили себя продолжателями революционной линии марксизма. 7 ноября 1917 г., организовав вооруженное восстание воинских частей петроградского гарнизона, отказавшихся идти на фронт, большевики свергли Временное правительство. Захватив власть в России, воевавшей на стороне стран Антанты (Англии и Франции) против «центральных держав» (Германии и Австро-Венгрии), большевики установили свою диктатуру и начали реализацию коммунистического проекта в стране, что вызвало протест и сопротивление всех основных групп населения и Гражданскую войну.
Признавая, что Россия не является промышленно высокоразвитой страной и, по Марксу, не может стать инициатором установления мирового коммунизма, большевики рассчитывали на пролетарские революции в Западной Европе. Однако вместо мировой революции большевики фактически вернули прежние территории Российской империи (за исключением части Польши, Финляндии и Прибалтики) под контроль своей власти и в конце 1922 г. образовали новое государство — СССР. Официальной идеологией этого государства стал марксизм-ленинизм, официальной целью — мировая революция и осуществление коммунизма в мировом масштабе.
Семидесятилетняя история Советского Союза существенно изменила первоначальный характер и первоначальные цели государства, управлявшегося коммунистической партией. Первые годы конфронтации с Западом сменились союзом с Англией, США и Францией в войне против германского нацизма. В послевоенный период стала создаваться мировая социалистическая система во главе с СССР, противостоявшая капиталистической системе во главе с США. Идеологический конфликт двух сверхдержав обозначался как «холодная война», которая превратилась в соперничество за контроль над странами так называемого «третьего мира» — бывшими западными колониями в Азии и Африке, а также странами Латинской Америки.
Хотя поляризация мира во второй половине XX в. не была полностью завершенной (существовало Движение неприсоединения во главе с Индией, да и в самом коммунистическом лагере вне «советского блока» находились Китай, Югославия, Албания и Румыния), все же принципиально он разделился на две системы. Принадлежность к «третьему миру» или «неприсоединение» обозначали скорее политическую позицию того или иного государства. Означало ли это, что теория Маркса оказалась в целом неверной и потому неспособной дать верный прогноз будущего развития?