ЧЕЛОВЕК В XXI в - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

ЧЕЛОВЕК В XXI в - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение темы вносит вклад в достижение результатов

личностных:

— осознанное присвоение ценностей современного общества;

— осмысление возможностей личности в современном мире и рисков, которые могут повлиять на жизнь человека;

— формирование культуры поведения в современном информационном пространстве;

— умение самооценивания;

— потребность в рефлексии;

метапредметных:

— анализ и сравнение ценностей человека-потребителя и представителя Homo intelligens;

— умение высказывать суждения по предложенной проблеме и аргументированно отстаивать их;

— умение оппонировать;

предметных:

— обобщённые знания о современном этапе развития общества;

— представление о возможностях, которые открываются сегодня перед человеком, и их ценностная оценка;

— использование знаний о сущности современного этапа развития общества, о вызовах глобализации в дискуссии, решении познавательных задач и других формах представления знаний;

— осознанные представления о роли человека в обществе и в создании личной жизненной траектории.

Задачи занятия:

1) научить использовать знания, полученные в курсе обществознания, в различных видах деятельности;

2) развить умения, связанные с участием в дискуссии: отбирать материал для выступления, структурировать выступление, логично выстраивать монологическое высказывание, выступать по теме, аргументировать свою точку зрения, оппонировать другим участникам дискуссии, строить конструктивный диалог;

3) развить умение оценивать выступления одноклассников, формировать приёмы самооценки;

4) продолжить формировать ценностные основы поведения и деятельности учащихся.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема завершает курс обществознания в 10 классе. Её изучению способствуют как межпредметные (с историей, литературой, экономикой, информатикой), так и внутрипредметные связи. Учащиеся получают возможность дать оценку роли личности в информационном обществе, исходя из сформировавшихся субъективных ценностных установок и знаний, полученных в 10 классе.

III. Литература и оборудование

Вопросы для самопроверки (раздаточный материал), компьютер и оборудование для демонстрации презентаций.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Дискуссия по проблемам, поставленным в начале параграфа.

2-й вариант. Организация деятельности учащихся на основе вопросов и заданий к заключению, приведённых в учебнике.

Занятие представляет новый подход к изучению проблем, которые уже знакомы десятиклассникам. Поэтому желательно при выборе любого варианта проведения урока предложить учащимся прочитать заключение в качестве опережающего домашнего задания. Если такие возможности отсутствовали, нужно выделить время для чтения заключения перед изучением темы.

1-й вариант изучения темы

Организуется дискуссия по проблемам, поставленным в начале параграфа: 1) В чём заключаются вызовы глобализации и постиндустриального общества? 2) Какое влияние оказывает постиндустриальное общество на личность? 3) Изменение ценностей в глобальном мире — зло или благо?

О проведении дискуссии и о проблемах для обсуждения учащиеся должны знать заранее (не позднее чем за неделю). Рекомендуется проводить дискуссию в течение двух уроков. Это позволит не только выслушать мнения максимального количества желающих (3—4 человека по каждой проблеме), но и предоставить учащимся возможность поспорить, а также организовать полноценное подведение итогов.

2-й вариант изучения темы

Организация деятельности учащихся на основе вопросов и заданий к Заключению, приведённых в учебнике, или заданий практикума по обществознанию (по выбору учителя). Желательно разобрать отобранные вопросы на уроке, не оставляя материал для домашнего изучения.

Ход занятия

Мотивационный этап

Учитель может использовать приём персонификации для актуализации проблематики урока, например: «Чтобы интереснее было взаимодействовать, подумайте о том, что обобщающее понятие «человек» в теме урока — это каждый из нас. Наша тема сегодня — «Я в XXI веке».

Возможно также оттолкнуться от рубрики «Практические выводы», предложив учащимся высказать своё мнение по каждому или по одному-двум выводам, содержащимся в учебнике. В этом случае в конце занятия следует вернуться к высказанным учащимися суждениям и вместе с ними проанализировать, изменилась ли точка зрения учеников.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. В чём заключаются вызовы глобализации и постиндустриального общества?

2. Какое влияние оказывает постиндустриальное общество на личность?

3. Изменение ценностей в глобальном мире — зло или благо?

В занятии можно выделить несколько этапов:

1. Подготовительный этап (одна-две недели до занятия).

2. Актуализация темы и проблем дискуссии (проводится учителем).

3. Выступления учащихся по каждой проблеме (примерно 5—7 минут), обсуждение высказанных мнений.

4. Подведение итогов дискуссии: а) с точки зрения содержания — обобщение мнений; б) с точки зрения формальных требований к выступлениям — комментарии учащихся и учителя, возможно (не обязательно), выбор лучшего выступления.

Задачи учителя на подготовительном этапе: скорректировать количество желающих выступить по каждой проблеме, исходя из интересов каждого ученика и педагогической целесообразности; посоветовать учащимся использовать материал учебника (гл. 1 и 2) и дополнительную литературу, например, гл. IV учебника «Обществознание» профильного уровня под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой для 10 класса, а также статью И. Ю. Алексеевой «Информация и интеллект как ценности современной эпохи» (текст см.: http://emag.iis.ru/arc — раздел «2009 год», выпуск 1).

Задачи ученика на подготовительном этапе: выбрать одну из проблем; согласовать свой выбор с учителем; подготовить выступление на основе заключения и с привлечением дополнительных материалов; скорректировать выступление на основе вопросов для самопроверки (см. ниже).

Использование раздаточного материала поможет учащимся подготовиться к выступлению и позволит снизить риск, который сопутствует дискуссионным формам проведения урока: учащиеся, не желая или не умея сформулировать содержательные тезисы по проблеме, непреднамеренно «забалтывают» её.

В качестве раздаточного материала учащимся могут быть предложены вопросы для самопроверки. Учитель озвучивает задание: подумайте, соответствует ли ваше выступление следующим требованиям. В случае необходимости скорректируйте выступление.

1. Требования обязательные:

Да/Нет

Положения (тезисы) вашего выступления соответствуют поставленной проблеме


Тезисы чётко сформулированы и не повторяются


Количество тезисов не превышает четырёх


Тезисы записаны, в случае необходимости вы можете обратиться к записям


Каждый тезис вы обосновываете рассуждением или примером


Если вы используете тезис, рассуждение или пример, автором которого не являетесь, вы даёте ссылку на автора


Вы рассчитали время своего выступления (не более 5 минут)


Мысли о вашем выступлении не отвлекают вас от дискуссии: вы внимательно слушаете участников и в ходе своего выступления готовы поддержать или опровергнуть суждения, высказанные одноклассниками


2. Желательно, но не обязательно:


Вы подготовили компьютерную презентацию или иной видеоряд, которые сделают ваше выступление наглядным


Задачи учителя в процессе дискуссии: учитель направляет дискуссию, предоставляет возможность учащимся высказать свою точку зрения и поспорить с оппонентами; оценивает выступления учащихся, используя «Вопросы для самопроверки»; при подведении итогов урока выставляет оценки или комментирует выступления. Высказанные учащимися суждения могут не совпадать с позицией авторов учебника или мнением учителя: важно, чтобы ученики проявили интеллектуальную самостоятельность, а также не высказывали безосновательных, голословных суждений.

При проведении дискуссии учитель может использовать тот факт, что каждый вопрос находит отражение в тексте параграфа, поэтому выводы или отдельные суждения из соответствующих разделов могут открывать обсуждение. Например, завершая обсуждение первой проблемы, учитель цитирует оценочное суждение: «Очень важно, чтобы вызовы планетарного масштаба воспринимались нами как информация к размышлению о месте каждого человека в глобальном обществе» — и задаёт вопросы: так ли это? Как глобальные проблемы влияют на жизнь каждого из нас, на вашу жизнь? Может быть, автор суждения ошибся? Поставленные вопросы логично раскрываются при обсуждении второй дискуссионной проблемы.

Домашнее задание

Поскольку тема завершает изучение обществознания в 10 классе, учитель может не задавать домашнее задание. Мотивированные или заинтересовавшиеся проблематикой урока десятиклассники могут выполнить задание 8 (рубрика «Вопросы и задания»), которое учитель сможет проверить на уроках повторения (если они предусмотрены по плану) или в индивидуальном порядке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]