Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— сформированность гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности;
метапредметных:
— умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения с учётом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
— владение умениями определять назначение и функции гражданского права;
— владение понятиями «гражданское право», «гражданские правоотношения», «гражданская дееспособность»;
— владение умениями применять полученные знания о гражданских правоотношениях в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
— сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в нормативных источниках.
Задачи занятия:
1) обогатить знания учащихся о гражданском праве, которое призвано способствовать обеспечению условий для формирования правового государства и гражданского общества;
2) продолжить знакомство учеников с тем, как реализуются гражданские права в пределах их дееспособности;
3) систематизировать знания школьников об объектах гражданских правоотношений и их содержании;
4) дать основные характеристики понятий гражданского права: гражданские правоотношения, дееспособность, право собственности, наследование;
5) развивать умение разбираться в ситуациях, требующих знаний о способах защиты гражданских прав.
II. Место темы в системе учебных занятий
Одна из особенностей темы заключается в том, что изучение этой отрасли частного права опирается на знания, полученные в основной школе. Так, понятия «право собственности», «имущественные отношения», «физическое лицо», «юридическое лицо», «гражданская дееспособность» уже известны учащимся из курса 8 и 9 классов. На уроках в 10 классе эти понятия характеризуются более подробно, а также изучаются виды гражданских правоотношений, нарушения в области гражданского права и способы защиты гражданских прав, виды наследования. Важная особенность темы состоит в том, что для современных десятиклассников гражданские правоотношения приобретают всё большую практическую направленность.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Нормативные правовые акты: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ.
Марченко М. И., Дерябина Е. М. Основы права: учеб. — М., 2013. — Разд. 2. — Тема 13.
Право. 11 класс: учеб. / под ред. Л. Н. Боголюбова. — М., 2008. — Гл. 1.
Бурякова В. В. О некоторых вопросах гражданского права в курсе обществознания // Право в школе. — 2010. — № 2.
Константинова Г. И. Познавательная деятельность учащихся при изучении гражданского права в 11 классе // Преподавание истории в школе. — 2009. — № 6.
Оборудование
Таблицы «Вещь и её категории». Материалы сайтов http://pravo.ru/news/view39279; http://www.kinoshnik.narod.ru/trial.htm.
IV. Организация учебной деятельности
Вариант организации работы
Традиционные (комбинированные) уроки, на которых рассматриваются вопросы темы, а также происходит закрепление всего изученного материала по гражданскому праву.
Ход занятия
Мотивационный этап
Имеет смысл начать урок с вопросов в начале параграфа. Важно, чтобы учитель обратил внимание старшеклассников на актуальность знаний о гражданском праве, регулирующем широкий спектр имущественных и личных неимущественных отношений, возникающих между юридически равными субъектами, которые обладают имущественной самостоятельностью. Учитель формирует у учащихся интерес к теме, создаёт ситуацию, позволяющую применить знания в решении практических задач.
Особое внимание следует обратить на вопрос: что значит стать участником гражданских правоотношений? Можно зафиксировать ключевые понятия, связи, характеристики (на доске или в тетрадях), изложенные в ответах учеников, и обратиться к ним на завершающем этапе урока.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Гражданские правоотношения.
2. Имущественные права.
3. Личные неимущественные права.
4. Право на результат интеллектуальной деятельности.
5. Наследование.
6. Защита гражданских прав.
1. Работу по первому пункту плана целесообразно начать с вопросов: что в праве понимается под правоотношением? Кто является участником правоотношений? Учащиеся сообщают, что правоотношение — это общественное отношение, охраняемое государством и урегулированное нормами права; что участником правоотношений может быть, как физическое лицо, так и организация, которые наделены юридическими правами и обязанностями. Опираясь на этот ответ, учитель предлагает классу самостоятельно прочитать в учебнике определение понятия «гражданские правоотношения» и сформулировать сущность гражданских правоотношений. Итогом работы должен стать вывод: гражданские правоотношения — имущественные или личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. Особенностью этих правоотношений является наличие субъекта, объекта и содержания правоотношений, а также то, что субъекты юридически равноправны. Далее учителю рекомендуется, опираясь на схему «Элементы гражданских правоотношений», подробно объяснить каждый элемент. Предварительно учитель, разделив класс на две группы, даёт задания: на основании объяснения составить схему «Элементы гражданских правоотношений» (для 1-й группы), заполнить таблицу «Гражданская дееспособность несовершеннолетних лиц в РФ» (для 2-й группы).
Результатом работы должны стать две таблицы:
Элементы гражданских правоотношений
Объекты правоотношений: — вещи; — услуги; — информация; — результаты интеллектуальной деятельности; — нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, доброе имя и т. д.) |
Содержание правоотношений: — права и обязанности участников гражданских правоотношений |
Субъекты правоотношений: — граждане (физические лица); — коммерческие и некоммерческие организации (юридические лица); — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования |
Гражданская дееспособность несовершеннолетних лиц в РФ
Возраст |
Проявления дееспособности |
До 6 лет |
Полностью недееспособны |
С 6 до 14 лет |
Частично дееспособны. Разрешается совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться денежными средствами, которые предоставили родители |
С 14 до 18 лет |
|
С 16 до 18 лет |
|
С 18 лет |
2. Рассматривая второй пункт плана, следует обратить внимание на то, что имущественные права неразрывно связаны с одним из важнейших институтов гражданского права — правом собственности. Учитель формулирует задание и вопросы с целью активизации знаний: вспомните, что понимается под собственностью. Что означает владеть имуществом; пользоваться имуществом; распоряжаться имуществом?
В ответах учащихся должно быть отмечено: собственность — это отношения, возникающие между различными лицами по поводу вещей и имущества; владеть, т. е. распространять свою власть на вещь, где бы она и её хозяин ни находились; пользоваться — извлекать пользу; распоряжаться, т. е. определить дальнейшую судьбу вещи. Далее учитель ставит проблемное задание перед классом с целью расширить и конкретизировать знания по изучаемому вопросу: «Гражданин А. купил автомобиль. Гражданин Т. продал свою квартиру. Гражданин Р. сдаёт свою дачу. Назовите конкретное правомочие каждого из граждан. Продолжите правомочия гражданина А. как собственника вещи. Объясните, что произойдёт с его правом собственности, если одного из правомочий не станет». В этой ситуации учителю будет полезно подчеркнуть, что «особенность правомочий собственника заключается в том, что они позволяют ему устранять, исключать всех других лиц от какого-либо воздействия на принадлежащее ему имущество, если на то нет его воли» (Основы права: учеб, пособие / под общ. ред. М. Б. Смоленского. — М., 2012. — С. 117).
Особого внимания требует вопрос о делимых и неделимых, движимых и недвижимых вещах. Учителю необходимо разъяснить классу, что к недвижимым вещам, согласно ГК РФ, принято относить земельные и водные участки, объекты, находящиеся на этих территориях. Перемещение какого-либо объекта приведёт, с одной стороны, к его обесцениванию, с другой — к изменению его назначения. К движимым вещам относятся вещи, которые можно свободно перемещать в пространстве. Делимой является вещь, которая не теряет своего назначения в случае её раздела. Неделимая вещь не может быть разделена, иначе она утрачивает своё назначение и характеристики. Продолжением изучения этого вопроса может стать следующее задание: самостоятельно прочитайте раздел «Имущественные права» и на основании объяснения учителя и материала параграфа об объектах имущественных правоотношений: 1) заполните две распечатанные таблицы «Вещь и её категории»; 2) назовите имущественные права, которые удостоверяет ценная бумага (акция).
Вещь и её категории
Вещь |
Категория: делимая, неделимая |
Дом |
|
Комната |
|
Топливо |
|
Акция |
|
Строительные материалы |
|
Библиотека |
|
Картинная галерея |
Вещь |
Категория: движимая, недвижимая |
Мебель |
|
Участки недр |
|
Транспортное средство |
|
Обособленные водные объекты |
|
Оборудование |
|
Предприятие |
|
Торговый павильон |
К имущественным правам, которые удостоверяет ценная бумага (акция), относят: а) право на получение части прибыли АО; б) право на участие в управлении АО; в) право на продажу акции; г) право на получение компенсации.
3. Третий пункт плана можно рассмотреть с привлечением источника — ст. 150 (1) ГК РФ. Школьники читают статью и выполняют задания: 1) Укажите права, относящиеся к личным неимущественным правам граждан. Приведите примеры этих прав. Что означает «неотчуждаемы»? 2) Раскройте связь между названными вами правами гражданина РФ и его участием в гражданских правоотношениях. 3) Можно ли сказать, что отсутствие права выбора места пребывания и жительства привело бы к ущемлению личных неимущественных прав граждан России? Почему? В чём, по-вашему, состоит роль закона? 4) Юристы утверждают, что для нормативного документа характерен свой стиль и язык. Какие оценки соответствуют этому документу? Нормативный документ: а) официален и строг; б) многословен, насыщен художественными оборотами; в) отличается некоторой неопределённостью содержания; г) содержит чёткие и конкретные формулировки.
4. По четвёртому пункту плана учитель проводит беседу с классом, в ходе которой подчёркивает, что право на результаты интеллектуальной деятельности — это исключительное право, как личного неимущественного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной, в первую очередь творческой, деятельности. Вопросы: 1) В чём состоит особенность права на результаты интеллектуальной деятельности? 2) Какие отношения регулирует авторское право? 3) Какие права получает автор? 4) Какие отношения регулирует патентное право? 5) Что относится к объектам промышленной собственности? 6) Что является гарантией права на результат изобретательской деятельности? Учитель дополняет ответы учащихся, конкретизируя их примерами. В целях закрепления материала он предлагает классу прочитать статьи, распечатанные с сайтов http://pravo.ru/news/view39279; http://www.kinoshnik.narod.ru/trial.htm.
1) 21 июня 2010 г. Басманный суд Москвы отклонил иск Э. Н. Успенского, сочтя, что компания при продаже USB-нако- пителей не нарушала права Успенского на персонажи, исключительные права на которые принадлежат фильмофонду «Союзмультфильма». Судья ссылался на то, что права автора литературного произведения не могут быть нарушены, поскольку по закону он имеет право только на использование текста описания персонажей. «Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда пересмотрела принятое ранее решение Басманного районного суда по иску Эдуарда Успенского к ООО «Флешмастер». Мосгорсуд посчитал, что автору было неправомерно отказано в защите его прав на персонажи, и отменил решение районного суда», — сказал адвокат Успенского Денис Кремер.
2) ГУВД Санкт-Петербурга приступает к арестам контрафактных тиражей всех альбомов группы «Кино», находящихся ныне в розничной продаже на компакт-кассетах и дисках. Одновременно начинается уголовное преследование лиц, нарушивших авторские права при издании и распространении аудиозаписей «Кино». Однако нарушение авторских прав при коммерческом распространении творческих произведений крайне часто приводит не только к гражданско-правовым конфликтам — выявляются и конфликты с Уголовным кодексом. В случае с изданием и продажей миллионных тиражей альбомов «Кино» в последние годы таких нарушений накопилось огромное количество. Об этом свидетельствует экспертное заключение, подготовленное специалистами юридического бюро «Легос» по запросу адвокатов группы «Кино». Представители истцов несколько месяцев назад уже передали заявление в ГУВД Петербурга с просьбой определить возможный состав преступления и изобличить виновных в распространении незаконных CD и кассет «Кино». Однако активные действия правоохранительных органов (аресты контрафактных тиражей и возбуждение уголовных дел против конкретных лиц) были отсрочены до окончательного заключения экспертов-юристов. В понедельник, 8 октября, юристы «Легоса» сообщили в ГУВД об окончании экспертизы и об обнаружении фактов, свидетельствующих о многочисленных нарушениях уголовного закона при выпуске указанных альбомов. При оформлении практически всех сделок по передаче прав на издание произведений «Кино» были грубо нарушены права соавторов, а также наследников авторских прав Виктора Цоя. Большинство нарушений подпадает под действие ст. 146 ч. 2 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконное использование объектов авторского права.
Сопоставив полученные знания и прочитанную информацию, школьники отвечают на вопросы: чем вы объясняете тот факт, что авторское право часто нарушается? Какие виды юридической ответственности распространяются за нарушение этого права? Рассмотрение подобного рода дел носит затяжной характер. Как вы думаете, почему?
5. Пятый пункт плана может быть изложен учителем, затем рекомендуется привлечь документ (с. 251—252). Учитель сообщает, что наследование — это переход имущества, прав и обязанностей умершего лица к иным лицам в соответствии с нормами права. Конституция РФ (ст. 35, п. 4) гарантирует право наследования, это право относится к числу основных прав человека. Учитель акцентирует внимание на видах наследования: по закону и по завещанию, раскрывая при этом содержание каждого вида наследования.
6. Изучить шестой пункт плана учитель рекомендует классу самостоятельно, результатом работы должна стать таблица «Способы защиты гражданских прав» (её форму можно представить на доске).
Способы защиты гражданских прав
Способ защиты |
В чём состоит |
Признание права |
Оформление документов, т. е. признание права на собственность |
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права |
|
Возмещение убытков |
|
Взыскание неустойки |
|
Компенсация морального вреда |
Предварить работу целесообразно объяснением того, что понимается под способами защиты гражданских прав. Это закреплённые в законодательном порядке правовые и иные меры воздействия на правонарушителя с целью восстановления нарушенных им прав или признания оспариваемых прав (см.: Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы права: учеб. — М., 2013. — С. 184).
Завершающим этапом может стать решение проблемной задачи: «Гражданка Удальцова купила в магазине банку красной икры. Уже дома, открыв банку, она обнаружила, что икра имеет неприятный запах и не обладает привычными вкусовыми качествами. Тем не менее продавец отказался вернуть деньги Удальцовой, отстаивая позицию, что пищевые продукты возврату и обмену не подлежат. Как вы думаете, нарушены ли в этой ситуации права потребителя? Если да, то в чём? Какие претензии покупатель имеет право предъявить продавцу? Объясните почему».
При решении задачи подводим старшеклассников к практическому выводу: важно знать и уметь защищать свои права законным путём.
Этап закрепления
Для закрепления материала имеет смысл обратиться к следующим заданиям:
1. Имущественные отношения граждан регулирует
1) конституционное право
2) экономическое право
3) трудовое право
4) гражданское право
2. Статья 2 одного из кодексов РФ гласит, что данное «законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и другие обязательства». Какие правоотношения регулирует данный кодекс?
1) административные
2) финансовые
3) конституционные
4) гражданские
3. Верны ли следующие суждения о субъектах гражданского права?
А. Субъектами гражданского права являются физические лица, юридические лица, публично-правовые образования.
Б. Субъекты гражданского права реализуют имущественные и неимущественные права.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Домашнее задание
Учебник, § 23, задание к документу в конце параграфа.
Для сильных учащихся: глава I «Гражданское право» в учебнике для 11 класса профильного уровня.