Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение темы способствует достижению результатов
личностных:
— осознание ценностных ориентиров и установок, основанных на нормах права и морали;
— мотивированность к исполнению правовых и нравственных норм;
метапредметных:
— умение определять назначение различных социальных норм и, прежде всего, права и морали, их специфику и взаимосвязь;
— умение ориентироваться в различных нормативно-правовых актах;
— умение работать с информацией из неадаптированных источников;
предметных:
— знание понятий «система права», «норма права», «институт права», «отрасль права»;
— представление о праве как целостной системе норм, уникальном социальном регуляторе;
— умение выявлять связи права с другими социальными нормами, прежде всего с моралью;
— знание структурных элементов системы права, умение объяснять связи между ними.
Задачи занятия:
1) систематизировать знания об основных признаках права;
2) объяснить специфику права, его отличия от других социальных норм;
3) проследить связь права и морали, охарактеризовать сближающие их черты, показать суверенность каждого из этих социальных регуляторов;
4) познакомить учащихся с понятием «система права», охарактеризовать её суть, обусловленность системой общественных отношений;
5) охарактеризовать основные элементы строения системы права, нормы, институты, отрасли.
II. Место темы в системе учебных занятий
В курсе 10 класса это вторая тема главы «Право». Продвижение в освоении новых знаний о праве осуществляется путём ознакомления учащихся с важнейшими признаками права, которые помогут определить его суверенность в системе других социальных норм, и прежде всего соотношения с моралью. Особую роль в дальнейшем познании права играет знакомство с внутренним строением права — системой права, включающей такие структурные элементы, как нормы, институты, отрасли.
Изучение темы имеет основательную внутрипредметную опору на первоначальные знания о праве, полученные в основной школе. Учащиеся уже знают основные смысловые значения понятия «право», касались вопроса о роли права в жизни общества, в самом общем виде познакомились с такими важнейшими понятиями курса, как «право», «закон», «норма», «отрасль права». Важной опорой послужат также знания о морали.
Ко времени изучения темы в 10 классе учащиеся уже познакомились с общим понятием и различными видами социальных норм. Эти знания служат важнейшей опорой при изучении нового материала.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя указана в рекомендациях к предыдущему занятию.
Оборудование
Таблицы и схемы: 1. Основные признаки права. 2. Право и мораль. 3. Система права. 4. Норма права. 5. Отрасли права.
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. 1-й час: изучение двух первых пунктов плана занятия. 2-й час: изучение третьего пункта плана.
2-й вариант. 1-й час: изучение всех пунктов плана занятия. 2-й и 3-й часы: выполнение заданий и обсуждение практических выводов.
Ход занятия
Мотивационный этап
В качестве мотивирующего момента можно отметить, что вся жизнь человека, деятельность, отношения, поведение заметно или незаметно, привычно или непривычно регулируются различными социальными нормами. Например, в школе, в классе складываются отношения между самими школьниками, между школьниками и учителями, между школьниками и администрацией школы, между школой и родителями, семьёй и т. д., и все они регулируются множеством норм — моральных, правовых, норм обычая. Но школой ведь не ограничен круг вашего общения. И всюду действуют определённые нормы социальных отношений.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Основные признаки права.
2. Право и мораль: общее и различное.
3. Система права: нормы, отрасли, институты.
1. При рассмотрении первого пункта плана пониманию смысла права поможет изучение его важнейших признаков. В хорошо подготовленном классе можно предложить учащимся самостоятельно проработать соответствующий раздел параграфа и подготовить таблицу «Основные признаки права». В менее подготовленном классе учитель окажет помощь учащимся. В конечном итоге таблица примет примерно следующий вид:
Основные признаки права |
Право — это система норм: — установленных государством; — общеобязательных; — охраняемых государством; — закрепляющих общественный и государственный строй |
Важно организовать работу с таблицей, чтобы учащиеся сумели уяснить смысл каждого признака. Целесообразно обратиться к вопросу 2 в «Вопросах для самопроверки» (с. 192) и осуществить сравнение права с другими социальными регуляторами — обычаем, традицией, моралью. Беседа покажет уникальность присущих праву черт. Вместе с тем достаточно близким регулятором считается мораль.
2. Изучение второго пункта плана фактически продолжает начатую работу по выявлению отличия права от других социальных регуляторов. Советуем предложить классу выполнить задание 4 (с. 193). В классе с сильным составом учащиеся смогут выполнить его на основе самостоятельной проработки текста раздела «Право и мораль». В менее подготовленном классе учитель возьмёт на себя инициативу разъяснения общего и различного при сопоставлении морали и права и поможет классу заполнить следующую таблицу.
Мораль и право
Взаимосближающие черты |
Различия |
Общая цель: способствовать гармонизации отношений человека с человеком, человека с обществом, человека с окружающей средой. |
В форме существования: нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах; нормы морали не имеют закрепления в официальных документах, существуют в сознании людей, в учениях моралистов. |
Духовная, идейная основа: принцип справедливости. Воспитательная роль в обществе: способствуют формированию культуры личности. Нормативная оформленность: наличие особых правил (норм) |
В том, как обеспечено соблюдение норм: соблюдение норм права обеспечивается силой государства; соблюдение норм морали обеспечивается силой совести, общественного мнения. В том, какие последствия наступают в случае несоблюдения норм: права — применяются санкции государства; морали — муки совести, общественное порицание. По сфере действия: право имеет границы действия; мораль — шире, достигает душевных глубин |
Организовав работу с таблицей, важно спросить учащихся, в чём они видят смысл сопоставления двух социальных регуляторов. Выясняется, что сопоставление помогает оттенить специфику права в системе социальных норм, значительно углубить знания о морали, показать особое положение морали и права в системе социальных норм.
3. Изучению последнего вопроса плана поможет схема «Система права», которую можно сразу начертить на доске:
ОТРАСЛИ |
ИНСТИТУТЫ |
НОРМЫ |
Советуем учителю вначале объяснить, почему право характеризуется как система, подчеркнуть объективность её существования, способность сохранять устойчивость на протяжении длительного исторического периода.
Рекомендуем организовать работу по группам: одна группа прорабатывает материал раздела «Норма права» и готовит ответ на вопросы 5 и 6 (с. 193), другая — материал раздела «Отрасль права» и ответ на вопрос 7; третья — материал раздела «Институт права» и ответ на вопрос 8. По окончании работы проходит общая беседа.
Признаки нормы можно выписать на доске.
Норма права: |
— исходит от государства; — имеет общеобязательный характер; — охраняется государством; — строго формально определена; — характеризуется строгой иерархией |
Важно проконтролировать, как учащиеся понимают тот или иной признак (спросить, например, что такое «строгая формальная определённость»). Относительно иерархии норм учитель кратко укажет на их соподчинённость и отметит, что этот вопрос будет рассматриваться подробно на следующем уроке.
При характеристике отраслей права рекомендуем опереться на схему «Отрасли российского права» (учебник, с. 180). В ходе работы со схемой можно задать вопросы: какие ещё классификации права существуют в правоведении? Как можно определить отрасли права согласно другой классификации?
Участникам третьей группы предлагается объяснить, чем институт права отличается от отрасли. Подводя итог, советуем ещё раз зафиксировать внимание класса на основных чертах права, определяющих его специфику в системе социальных норм.
Этап закрепления
Закреплению изученного материала будет способствовать работа с практическими выводами. Первый вывод подводит к мысли о необходимости выработки личной правовой культуры. Советуем задать вопросы: с какой целью вы изучали материал о сути права, его признаках, строении? Что эти знания дают вам лично?
Второй и третий выводы взаимосвязаны (хотя каждый имеет свой аспект). Они помогают уяснить главные идеи правовой культуры личности. Советуем поставить вопросы: какой практический вывод помогает сделать знание о том, что каждый обладает таким же набором прав и свобод, как и другой человек? Почему важно научиться правильно определять реальную границу своей свободы?
К четвёртому выводу помогут подвести вопросы: почему каждому необходимо научиться анализировать содержание того или иного принимаемого в стране закона? Что может послужить наиболее надёжной опорой, критерием в ходе такого анализа?
Избранный вариант изучения темы определит характер выполнения заданий к параграфу. Если учитель отдаст предпочтение второму варианту, второй и третий уроки следует целиком отвести для самостоятельной деятельности учащихся на основе вопросов и заданий, а также документа, включённого в параграф.
Домашнее задание
Учебник, § 18, вопросы для самопроверки, работа с документом, выполнение заданий. Хорошо подготовленным учащимся можно предложить дополнить список отраслей современного российского права отраслями, не вошедшими в схему, с которой работали на уроке.
Учащимся, проявляющим интерес к изучению права, можно предложить подготовить к обсуждению в классе эссе на темы: «Цель права есть мир, средство для достижения этой цели — борьба»; «Право есть непрерывная работа, притом не только государственной власти, но и всего народа» (Рудольф фон Иеринг (1818—1892), немецкий юрист).