ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ - РУССКИЙ ЯЗЫК - Учебно-практический справочник

Русский язык - Учебно-практический справочник

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ - РУССКИЙ ЯЗЫК - Учебно-практический справочник

Конструкции с прямой речью состоят из двух компонентов: прямая речь и слова автора. Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками. Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разрывать прямую речь.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставятся двоеточие и кавычки. В зависимости от типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске в конце прямой речи ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак, при прерванности или недосказанности — многоточие:

Лужин, покорпев над ней, находил наконец решение и картаво восклицал, с необыкновенным выражением на лице, с блеском счастья в глазах: «Какая роскошь! Какая роскошь!»

И через несколько минут сын сказал: «Если так, то мат, а если так, то пропадает ваш ферзь». (В. Набоков)

Вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед кавычками, точка — после кавычек.

2. Если прямая речь начинается с абзаца, то вместо кавычек, как правило, ставится тире:

Напрасно тётя, нагнувшись над пролётом парадной лестницы, кричала мне вслед:

— Куда ты помчался? Сегодня же первый день Пасхи — всё заперто! (В. Катаев)

Мудрый и всеми почитаемый Пасквалино говорит своё:

— Дети будут лучше нас, и жить им будет лучше! (М. Горький)

Отец умел подходить к людям просто и ласково, легко сходился и даже дружил со многими, над чем мать не раз подтрунивала, говоря:

— А папа опять привёл к себе с улицы нового друга. (Г. Кузминская)

3. Если слова автора стоят после прямой речи, заключённой в кавычки, то перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи перед кавычками в зависимости от характера предложения ставятся вопросительный, восклицательный знак или многоточие; если же предложение повествовательное невосклицательное, то после кавычек ставится запятая:

«Просто какое-то наваждение», — думал тревожно Цвет. (А. Куприн)

«Откуда они у тебя?» — спрашивает; а Марья Васильевна так испугалась, что, вместо ответа, взяла и проглотила эти деньги. (С. Ковалевская)

«Барыня, вставать пора!» — раздаётся над самым моим ухом, и Дуняша безжалостной рукой стягивает с меня одеяло. (С. Ковалевская)

4. Если слова автора разрывают прямую речь, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

1) Если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы:

«Этот зал стоит совершенно пустой, — объяснял Ляховский, — да и что с ним делать в уездном городишке. Но сохранять его в настоящем виде — это очень и очень дорого стоит. Я могу вам представить несколько цифр. Не желаете? В другой раз когда-нибудь». (Д. Мамин-Сибиряк)

«Мне кажется, ваше превосходительство, — заметил полковник, — нет лучше коляски, как венская». (Н. Гоголь)

«Рад, — сказал он, — благополучному возвращению вашему из трудного плавания». (К. Паустовский)

2) Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

«Простите, тут так темно, — сказала она, поправляя волосы. — Почему вы не разбудили меня?». (К. Паустовский)

«Тарантас, — сказал он довольно презрительно. — Тройка — подождать могут...». (В. Сологуб)

3) Если на месте разрыва прямой речи должны стоять вопросительный или восклицательный знак, а также многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

«Как хороша! — подумал Цвет, не сводя с неё восторженных глаз. — Сколько нежности, чистоты, ума, доброты, изящества. Нигде в целом свете нет подобной ей! Есть много красавиц, но она — единственная, ни на кого не похожая, неповторимая. Ах, она улыбается!» (А. Куприн)

«Ах, так! — нараспев сказал офицер. — Вот и отлично. Нам как раз и нужно пустынное море». (К. Паустовский)

«Как мог я не понимать этого, как дурён я был прежде, как я мог бы и могу быть хорош и счастлив в будущем! — говорил я сам себе. — Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе». (Л. Толстой)

4) Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, после неё — запятая или тире. Как правило, тире ставится в том случае, если после прямой речи по условиям контекста должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие. Слова автора после разрыва пишутся со строчной буквы:

Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» — когда опять всё утихло вокруг. (И. Тургенев)


Упражнение 1. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.

1. «Гурин прав, — подумал я, — нужно расширять мастерские, сделать навес над двором: металл здесь ржавеет, портится». (Л. Чаковский) 2. «Всё играешь, Славка?» — спросил дядя Володя. (В. Шукшин) 3. Он сказал отцу: «Папа, я к вам за делом пришёл». (Л. Толстой) 4. «Плохо, — сказал я, — ветер начинает дуть с юга». (В. Арсеньев) 5. «Вот очень хорошее», — сказала она, увидев, что Цветухин тоже выбирает яблоко, и отдавая ему своё. (К. Федин) 6. «Прощай, Дерсу, — подумал я. — Ты спас мне жизнь. Я никогда не забуду этого». (В. Арсеньев) 7. Он слез с велосипеда и коротко потребовал: «Документы». (В. Солоухин)


Упражнение 2. Расставьте знаки препинания в предложениях с чужой речью. Составьте схемы.

1. Ужели думает Евгений ужель она? (А. Пушкин) 2. Теперь не пропаду подумал я тропинка куда-нибудь приведёт. (В. Арсеньев) 3. Послушай-ка Хорь говорил я ему отчего ты не откупишься от своего барина? (И. Тургенев) 4. Здравствуйте капитан сказал пришедший обратясь ко мне. (В. Арсеньев) 5. Так ты Ваня не забудь уговори старика напомнил Григорий. (С. Бабаевский) 6. Где бы брат тут напиться спрашиваете вы у косаря. (И. Тургенев) 7. Держись ребята крепче весело крикнул капитан сам вцепившись в поручни. (К. Станюкович) 8. Вы любите читать книги спросила она когда они сели за круглый вкопанный в землю стол. (Я. Островский) 9. Босоногий оборванный и взъерошенный Сучок казался с виду отставным дворовым лет шестидесяти. Есть у тебя лодка спросил я. Лодка есть отвечал он глухим и разбитым голосом да больно плоха. (И. Тургенев)


Упражнение 3. Расставьте знаки препинания. Оформите реплики диалога.

Приёмные испытания я выдержал с полным успехом. Отец радовался как дитя малое. Из гимназии мы шли по улице и отец взволнованно говорил

Ты молодчина Коленька. Тебе всего шесть лет а ты уже гимназист.

Подойдя к нашей калитке я увидел во дворе брата. Он старательно сшибал палкой колючки с чертополоха. Я подбежал к нему и радостно закричал Я экзамен выдержал!

Вот и дурак ответил брат Будешь теперь каждый день в гимназию ходить.

А ты разве не будешь? удивился я.

Зачем же я буду ходить? Я ведь не сдавал экзамен а в гимназию без экзамена не берут.

Ты ведь заболел сказал я.

Вовсе я не заболел. Я притворился чтоб на экзамен не ездить.

Через несколько дней за завтраком отец спросил

Ну как сегодня у тебя не болит голова?

Ничего не болит ответил брат пойду гулять.

Тогда собирайся. Поедем сдавать экзамен в гимназию.

Брат тоже выдержал экзамен и был принят в гимназию. (По Н. Носову)


Тестовые задания к теме 8

1. В каких предложениях правильно оформлена прямая речь?

А Вы помните слова Чехова: «праздная жизнь не может быть чистой»?

Б «Главное средство во всяком искусстве, — утверждал Л. Толстой, — чувство меры».

В «Ночь уже достаточно темна», — сказал он, — «чтобы смотреть античные статуи».

Г Белинский говорил, что: «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни.


2. В каком предложении правильно оформлена прямая речь?

А Князь им вымолвил тогда, что «в добрый путь вам, господа!»

Б «Кабы я была царица», — говорит одна девица, — «то на весь крещёный мир приготовила б я пир».

В А старику наказывала: «Ты смотри, старик, без шубы не приходи!».

Г «Сейчас я заплачу», — подумал он, но тотчас сообразил, что «плачь не плачь, а в воде слёз не видно».


3. В каком предложении правильно оформлена прямая речь?

А «Бедный, бедный человек!», — сокрушался Серёжа.

Б Свинцовая усталость навалилась на неё, а Иван сказал — «Ещё день прошёл.

Цените, цените золотые денёчки, не так уж много их осталось».

В «Чего я, в конце концов, боюсь?» — спросила она себя с тоской, — «Не убьют же меня в самом деле?»

Г «Дай Бог ей счастья!» — вздохнула Ната.


4. В каком предложении правильно оформлена прямая речь?

А — Гроза заходит! — крикнул Ваня, — Надо домой!

Б Дядя Лёша радовался и бормотал:

— Дождик-то, а? Хорош дождик! А то лес как солома: того и гляди, сам загорится!

В Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

— Что же нам с ним делать?

«Выдрать!» — сказал я.

Г — Да, — заметил Алеша. — край удивительный.






Для любых предложений по сайту: [email protected]