Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными - ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цели: дать понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными; формировать умения определять значение придаточных, определять средства связи, место придаточного предложения по отношению к главному; различать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными и простые предложения со сравнительными оборотами; совершенствовать пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные образа действия, меры и степени и сравнительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка
— Замените разговорное слово пацан стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2. Проверка домашнего задания
(Упр. 154 — чтение и обсуждение составленных предложений.)
III. Работа по теме урока
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 27, с. 99—100, 101, 102).)
1. Слово учителя
Иногда придаточные имеют больше одного значения. Определим значение придаточных в предложениях и обоснуем свои выводы:
1) Стая ласточек так мелькала у воды, как будто сеть раскинули над прудом.
Значения образа действия, сравнения. Мелькала (как? каким образом? в сравнении с чем?). Указательное слово так подсказывает значение образа действия, степени, а союз как будто — значение сравнения.
2) И столько грусти и тоски было в эту минуту в его (Шаляпина) голосе, так печально звучала “Элегия”, что слёзы сами собой навёртывались на глаза.
Грусти и тоски (сколько? в какой степени?), печально (насколько? что явилось следствием этого?). Два главных предложения с разными указательными словами имеют одно придаточное со значением меры и степени (указательные слова столько, так) и следствия.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа с таблицей
— Заполните графы таблицы “Виды придаточных предложений”, относящиеся к придаточным образа действия, меры и степени и сравнительным; запишите примеры.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 156 — комментированное письмо.
2. Упр. 157 — работа по трём вариантам с последующим обсуждением.
3. Упр. 158 — самостоятельная работа, обсуждение домашнего задания (упр. 159).
4. Упр. 160 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.
V. Подведение итогов урока
— На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? (Как? Каким образом?)
— На какие вопросы отвечают придаточные меры и степени? (Как? В какой степени? Сколько? Насколько?)
— Как различить однозначные и многозначные придаточные меры и степени; образа действия? (Прежде всего — по смыслу. Кроме того, однозначные присоединяются при помощи союзных словкак, сколько, насколько; многозначные — при помощи союзов что, чтобы, как будто, точно, словно и т. п.)
— В каком стиле речи и с какой целью чаще всего используются сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени, имеющие добавочное значение сравнения? (В художественном стиле для создания ярких образов.)
Домашнее задание
1. § 27.
2. Упр. 159.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 159 — чтение и обсуждение сообщений.)
III. Закрепление изученного материала
1. Анализ предложений
— Определите значение и особенности придаточных сравнительных предложений.
1) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. (И. Тургенев)
[ ], (как...). (Как? В сравнении с чем? Подобно чему?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.
2) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. (А. Чехов)
(Чем ...), [тем ...]. (Как? В сравнении с чем?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.
3) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
(Как...), [так...]. (Как? В сравнении с чем?) Придаточное относится к сочетанию с указательным словом так, имеет значения образа действия и сравнения.
4) Оживлённое гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах мёда привлекает пчёл. (В. Солоухин)
[ ], (подобному тому как ...). (Как? В сравнении с чем? Подобно чему?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.
5) Что ты тих, как день ненастный? (А. Пушкин)
[ ]. Предложение простое, со сравнительным оборотом.
Выводы
• Придаточные сравнительные могут присоединяться к главному предложению при помощи как одиночных союзов, так и составных, иметь в главном предложении указательные слова, принимать дополнительные значения образа действия.
• В отличие от сравнительного оборота, при общем с ним значении сравнения придаточное сравнительное является предложением.
• Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными характерны для художественного стиля речи.
*6) Захаров стрелял и промахнулся, чему в душе я порадовался. (В. Арсеньев)
[ ], (чему ...). (Что можно к этому добавить?) Придаточное содержит дополнительные сведения по поводу того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное присоединительное.
*7) Была морозная ночь, что нам было кстати.
[ ], (что ...). (Что можно к этому добавить?) Придаточное присоединительное.
*Выводы
• Придаточные присоединительные содержат дополнительные сведения по поводу того, о чём говорится в главном предложении.
• Они обычно относятся ко всему главному предложению в целом (иногда к одному из однородных сказуемых, причастному или деепричастному обороту) и помещаются после него или после оборота, к которому относятся.
• Придаточные присоединительные связываются с главным предложением с помощью союзных слов что, почему, отчего, зачем, как и др.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 161 — комментированное письмо, обсуждение вопроса.
2. Упр. 162 — самостоятельная работа, обсуждение вопроса.
3. Упр. 163 — выразительное чтение, письменное выполнение.
4. Упр. 164 — подготовленный диктант с последующей взаимопроверкой.
IV. Подведение итогов урока
— Как отличить придаточные сравнительные от сравнительных оборотов?
— Какие общие средства прикрепления к главному предложению имеют придаточные сравнения, меры и степени, образа действия? (Союзы как, будто, точно, словно.)
Домашнее задание
1. § 27.
2. Упр. 165, 166 (устно, подготовка к сочинению).