Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Лексико-стилистическая подготовка к подробному изложению - ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Цели: повторить полученные ранее учащимися сведения о стиле художественной литературы, образе, образном слове, художественных средствах языка (эпитетах, метафорах, сравнениях); обобщить ранее изученное, развивая умение находить, видеть изобразительно-выразительные средства в тексте, осознавать их роль.
Оборудование: текст изложения, схема.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа об особенностях художественных средств
Для правильного восприятия художественной литературы нужно понимать, какую роль играют изобразительно-выразительные средства языка.
• Можно ли судить о музыкальном, живописном произведении, не говоря о звуках, красках?
• Можно ли судить о произведении художественной литературы, не говоря о словах, с помощью которых писатель создаёт литературный образ, рисует картины?
Отличительной особенностью художественной литературы является образность. Средства, служащие для создания образов,— это изобразительно-выразительные средства языка. Изобразительные — потому что они «рисуют» образные картины; выразительные — потому что передают с разной силой выразительности те или иные мысли и эмоции, отношение автора к описываемому предмету, явлению. Сравните: золотые руки (положительная оценка со значением «очень хорошие»), или: ледяной взгляд (отрицательная оценка — «очень неприятный»).
В создании образов участвуют и обычные слова, если они в сочетании друг с другом создают необходимое впечатление или картину. Например: «белеет парус одинокий...» Эти слова создают образ, так как несут большую смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку. Именно такое употребление слов характерно для стиля художественной литературы. Далее мы останавливаемся на лексических изобразительно-выразительных средствах русского языка.
• Вспомните, что такое сравнение?
• А что такое эпитет?
• Что вам известно о метафоре?
• Что отличает стиль художественной литературы от других стилей? Что является его характерной особенностью?
• Каковы особенности образных слов?
• Приведите свои примеры сравнений, эпитетов, метафор.
III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Частичный анализ текста (определение его темы и основной мысли, выделение микротем и опорных слов в них, анализ изобразительно-выразительных средств, характеризующих опорные слова в микротемах)
Учитель. Для частичного анализа мы обращаемся к тексту будущего изложения (в данном случае это отрывок «Буран в степи» из повести А. Пушкина «Капитанская дочка»). Цель частичного анализа — показать основное в тексте, в данном случае — разделить повествование и описание, определить микротемы описания.
Комментарий для учителя
Каждому учащемуся даётся текст, графически оформленный, с уже выделенными опорными словами, которые одновременно являются и наименованиями микротем, подчёркнуты и те художественные средства, над которыми мы будем работать на этапе частичного анализа текста.
Другие важные сведения, относящиеся к опорным словам и к разным частям текста, могут быть рассмотрены на последнем этапе — на этапе полного анализа текста.
Примерное деление текста на части и указания на основную мысль
1) Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, продолженному крестьянскими санями.
2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:
— Барин, не прикажешь ли воротиться?
— Это зачем?
3) — Время ненадёжно: ветер слегка подымается,— вишь, как он сметает порошу.
— Что ж за беда!
— А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)
— Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.
— А вон-вон: это облачко.
Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
4) Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. лошади бежали дружно.
5) Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями.
6) Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин,— закричал ямщик,— беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.
7) Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.
2. Чтение текста учителем
3. Беседа
• Какая мысль является основной в данном тексте? Ведь в буран попали люди. Чем для них обернётся буран? («Беда: буран!») На доске и в тетрадях записываются опорные слова: небо, облачко, туча, снег, ветер.
• Почему именно эти слова, записанные на доске, можно считать опорными, главными в тексте? (С ними связано основное содержание текста, т. е. они формируют микротемы; и поскольку цель изложения — дать описание бурана, выбираются имен эти слова, без которых нельзя обойтись при изложении текста.)
• Какое слово является самым главным в тексте в числе опорных? (Слово ветер, потому что именно ветер изменяет всё в природе и приносит буран.)
• Это слово употребляется в тексте пять раз в отличие от остальных опорных, оно самое главное в раскрытии основной мысли текста. Посмотрите на схему и скажите, почему именно в такой последовательности расположены опорные слова и как дополняют их относящиеся к ним языковые средства.
Запись на доске
Ветер слегка подымается...
сметает порошу
Ясное небо
Белое облачко...
предвещало буран
Ветер показался... не силён
Ветер... становился сильнее
Белая туча...
тяжело подымалась,
росла и постепенно
облегала небо
Пошёл мелкий снег —
и вдруг повалил
хлопьями
Ветер завыл;
сделалась метель
Тёмное небо
смешалось со снежным
морем
Беда: буран!
Ветер выл с такой
свирепой выразительностию,
что казался одушевлённым
• Сделайте вывод о развитии замысла автора. (Из схемы видно, как последовательно раскрывается замысел художника, как в точном соответствии с замыслом выбраны изобразительновыразительные средства, отражающие постепенное приближение бурана.)
Предложения с опорными словами записываются в тетради, проводится анализ изобразительно-выразительных средств.
• Выделите эпитеты, подберите к ним синонимы, запишите их на полях.
• Какими эпитетами можно заменить слово белое, не нарушая замысла автора?
• Какую картину помогает нам представить метафора снежное море? (Поднялся настолько сильный ветер, что вся снежная степь пришла в движение и походила на море.)
• Выпишите предложения со словом ветер, подчеркните изобразительно-выразительные средства языка, проследите, как изображено нарастание ветра.
• Выделите эпитет (слегка), слово с переносным значением (подымается) и метафору (сметает).
• Определите роль этих средств в раскрытии замысла. (Этими словами передаются первые признаки бурана, его начало.)
• Что подчёркивается метафорой-глаголом совершенного вида завыл? (Действие началось.)
• На что указывает метафора-глагол выл несовершенного вида? (Действие продолжается.)
• Какое из пяти предложений о ветре является наиболее выразительным и почему? (Последнее предложение, в котором развёрнутой метафорой подчёркивается кульминация действия.)
• Назовите глаголы движения в этих предложениях. (Ветер подымается; сметает порошу)
• С какой темой связаны опорные слова? (С описанием бурана в степи.)
• Какой цвет преобладает в описании? Сколько раз повторяется слово белый? (Три раза: белая степь, белое облачко, белая туча.)
4. Полный анализ текста и составление плана его пересказа (анализ текста по частям, составление сложного плана)
Текст |
Вопросы |
Пункты плана |
1) Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, продолженному крестьянскими санями |
Что можно сказать о настроении Гринёва? Каким эпитетом подчёркивается восприятие им окружающей среды? (Печальные пустыни) Как можно озаглавить начало? |
1. «Вблизи места моего назначения» |
2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: — Барин, не прикажешь ли воротиться? — Это зачем? |
Что отвлекло Гринёва от его грустных мыслей? Как это отразить в плане? |
2. Тревога ямщика |
3) — Время ненадёжно: ветер слегка подымается,— вишь, как он сметает порошу. — Что ж за беда! — А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.) — Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба. — А вон - вон: это облачко. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран |
Каковы первые признаки бурана? Какие картины вы можете представить благодаря изобразительным возможностям слов? (1. Кибитка в снежной пустыне, ветер подымается, сметает порошу. 2. На ясном небе белое облачко, на которое указывает ямщик.) На что было похоже облачко? С чем сравнивает его Гринёв? |
3. Первые признаки бурана: а) ветер подымается; б) белое облачко |
4) Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно |
Какими словами автора можно сказать об усилении ветра? Каким глаголом выражено беспокойство ямщика? |
4. «Ветер... показался мне не силён» |
5) Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями |
Что говорится о ветре? Как изменилось облачко? Представьте третью образную картину (3. Белая туча, снег вначале мелкий, потом в виде хлопьев) Назовите пункты плана |
5. Туча «облегала небо» |
6) Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин,— закричал ямщик,— беда: буран!» ...Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь |
Какова четвёртая образная картина? (4. Снежное море, буран) Какое местоимение с обобщающим значением и почему повторяет Пушкин? (Всё исчезло. Всё было мрак и вихорь.) Оправдано ли это повторение? Сколько раз, где и почему повторяется слово буран? (Вначале и в конце, чтобы объединить всё описание.) Какое слово служит для выражения отношения людей к бурану? (Беда.) |
6. Снег «повалил хлопьями» |
7) Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали |
Какой развёрнутой метафорой завершается описание бурана? |
7. «Ветер завыл», «всё исчезло» |
5. Повторное чтение текста учащимися самостоятельно (молча)
6. Написание выборочного изложения (черновые варианты) по составленному на уроке плану
V. Домашнее задание
Отредактировав черновые варианты выборочного изложения, закончить творческую работу в тетрадях.