Все уроки Русского языка 9 класс
Итоговое повторение. Морфология. Орфография. Н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки.
Оборудование: обобщающая таблица, учебные тексты.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Мотивация учебной деятельности
Морфология тесно связана с орфографией, поэтому изучение морфологии тесно связано с изучением орфографических правил.
Орфография ( греч. «орфо» — правильный, «графо» — пишу) — раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Ценность русской орфографии — в строгом соблюдении орфографических правил. Известный языковед Л. Щерба писал: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо...»
III. Актуализация опорных знаний
Беседа повторительно-обобщающего характера с опорой на таблицу «Правописание н и нн» (таблица расположена на доске)
Правописание н и нн
Пишется Н |
Пишется НН |
Имя прилагательное |
|
В прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-, -н- Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный |
В прилагательных с суффиксами -онн-, -енн- В прилагательных с суффиксом -н-, если корень оканчивается на -н- |
Причастие |
|
В кратких страдательных причастиях |
В полных страдательных причастиях (как правило, они имеют приставку или зависимое слово) В полных страдательных причастиях совершенного вида без приставок и зависимых слов |
Прилагательные, образованные от глаголов |
|
В полных прилагательных, если нет приставки (кроме не-) В словах кованый, жеваный |
В полных прилагательных, если есть приставка (кроме не-) В прилагательных на -ованный, (-еванный) |
Наречие |
|
Если в прилагательном, от которого образовано наречие, одна буква н |
Если в прилагательном, от которого образовано наречие, две буквы нн |
Запомнить: ветреный, безветренный, смышленый, приданое, нежданно-негаданно |
Рассмотрите таблицу и приведите примеры на все отмеченные здесь случаи.
• Сравните правила правописания н и нн в прилагательных и причастиях.
• В какой части речи ни нн пишутся одинаково и в полной, и в краткой формах?
• В какой части речи написание н или нн зависит от того, полная или краткая эта форма?
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Объяснительный словарный диктант
Лимонный сок, пчелиный яд, стеклянная дверь, вяленая рыба, кожаный мяч, станционное здание, льняное платье, клюквенный морс, званый обед, море взволновано ветром, рассказывать увлеченно, решенная задача, израненный солдат, незваный гость, жить мирно, желанная встреча, многоэтажная гостиница, уверенность в успехе.
2. Выборочный диктант
Выписать в один столбик слова с н, во второй — с нн, объяснить написание.
Теплый безветренный день угас. Только вдалеке на горизонте небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена казенного хвойного леса отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши.
Воздух уже потемнел, и в нем выделялось каждое дерево с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только раннею весною, по вечерам.
(По А. Куприну)
3. Предупредительный диктант
(объяснить контрольные орфограммы)
1) Причудливо в лунной мути лежат срубленные ветви сваленных сосен, как гигантские ежи, щетинятся сумрачно ветвями (Б. Пильняк). 2) Среди нехоженых путей один путь — мой! Среди непройденных дорог — одна моя! (В. Высоцкий) 3) Случайно я увидел в зеркале свое отражение бледное, искаженное страхом лицо глянуло на меня холодно и странно, как чужое (В. Вересаев). 4) Непуганые птицы разгуливают у путешественников под ногами (И. Соколов-Микитов). 5) Во двор то и дело въезжали широкие приземистые сани, груженные бочками (Ю. Нагибин). 6) Где что ни знак, то отпечаток ступни, поставленной вперед (Б. Пастернак). 7) Длинные вечерние тени пересекали зеленый луг с ныряющей по нему речкой, дремотно темнел Михайловский собор (В. Тендряков).
4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Ответьте (устно) на вопросы так, чтобы получился связный рассказ:
• В каких суффиксах имен прилагательных пишется одна буква н? Например. Суффикс -ан-, (-ян-) всегда пишется с одной буквой н.
• Если есть исключения, назовите эти слова.
• В каких суффиксах имен прилагательных пишутся две буквы н? Приведите примеры прилагательных с суффиксами -онн-, -енн-.
• В каком случае в суффиксах причастий пишется нн, в каком — н? Приведите примеры.
• Когда в суффиксах наречий пишется нн, а когда — н? Приведите примеры.
VI. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.