Все уроки Русского языка 9 класс
Итоговое повторение. Лексика. Фразеология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: повторить и обобщить теоретические сведения по теме «Лексика»; с помощью тренировочных упражнений проверить уровень усвоения данной темы; совершенствовать языковые умения и навыки учащихся.
Оборудование: обобщающие таблицы, лингвистические словари.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словарях. «Для всего, что существует в природе,— воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав,— в русском языке есть великое множество хороших слов и названий» (К. Паустовский).
Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение. Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значение и постараться запомнить.
Словарный состав языка постоянно изменяется: какие-то слова исчезают, потому что перестает существовать то, что этими словами обозначалось; какие-то слова появляются, чтобы обозначить (назвать) новые предметы, их действия, признаки и т. д.
Словарное богатство русского языка создается не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов, близких по значению (синонимов); слов, противоположных по значению (антонимов); устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.
III. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Что такое лексика?
• Что изучает лексикология?
• Какова функция слова в лексике?
• Что называется фразеологическим оборотом?
2. Работа с обобщающими таблицами
(таблицы расположены на доске)
Характеристика слова как единицы лексики
1. Характеристика лексического значения слова |
• Однозначное или многозначное слово; • употреблено в прямом или переносном значении; • имеются ли в языке синонимы и антонимы |
2. Характеристика слова по употребительности |
• Общеупотребительное или ограниченного употребления. • Если ограниченного употребления: а) профессиональное; б) диалектное |
3. Стилистическая характеристика слова |
Стилистически нейтральное, книжное или разговорное |
4. Характеристика слова по происхождению |
Исконно русское или заимствованное |
5. Характеристика слова по времени появления в языке |
Является ли слово устаревшим или неологизмом |
Беседа
• Дайте характеристику слов кеды и джинсы, используя таблицу.
• Приведите примеры профессиональных и диалектных слов. Почему они так называются? Какие пометы имеют эти слова в толковых словарях?
• Назовите несколько заимствованных слов. По словарю иностранных слов установите их происхождение.
• Составьте коллективно список неологизмов, которые только что появились в языке. Постепенно дополняйте его новыми образованиями.
Изменения в словарном составе языка
Появление новых слов (неологизмов), образованных разными способами от имеющихся корней: прилуниться, луноход |
||
Появление слов, заимствованных из других языков: экскаватор, оптимист, силуэт |
Словарный состав языка |
Появление новых значений у слов: дать разумный совет; Совет старшеклассников |
Превращение общеупотребительных слов в устаревшие: ямщик, полицмейстер |
• Назовите, пользуясь таблицей, те процессы в языке, которые свидетельствуют о постоянном развитии лексики русского языка.
Фразеологизмы
Роль в языке |
Как и слова, называют предметы, признаки, действия |
Строение |
• Состоят из двух и более самостоятельных слов; • по значению, в отличие от словосочетания, равны одному слову |
Синтаксическая роль |
В предложении выступают в роли одного члена предложения |
Для чего используются |
Для выразительности речи |
Помните!
Используя фразеологизмы, не нарушайте их цельности: принимать участие (НЕ: брать участие)
Беседа
• Какова роль фразеологизмов в языке?
• Каковы структурные особенности фразеологизмов?
• Какие бывают фразеологизмы по стилистической окраске?
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа (с использованием различных лингвистических словарей)
а) Перепишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните лексические значения слов.
Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега в..ехала в в..ковой сосновый лес. В траве (на) обочине дороги что(то) б..лело. Я соскочил с телеги нагнулся и увид..л дощечку заро..шую в..юнком. На ней была на..пись черной краской. Я отвел мокрые стебли в..юнка и прочел почти забытые слова. В разные годы под вашу сень Михайловские рощи являлся я.
(К. Паустовский)
б) Образуйте словосочетания с прилагательными золотой, красный, серебряный, черный, прямой, левый, правый, низкий, высокий, сильный, слабый, лёгкий, тяжёлый. Составьте и запишите предложения, в состав которых входили бы данные словосочетания, употреблённые в прямом и переносном значениях.
в) Пользуясь толковыми словарями или словарями синонимов, определите значения каждого слова из предложенных синонимических пар и составьте предложения, в которых каждый из синонимов был бы уместен; укажите различие в сфере употребления данных слов.
Флора — растительность, последний — финальный, имитировать — подражать, локальный — местный, кормить — питать, внезапно — скоропостижно, вырастить — взлелеять, жизнь — бытие, повар — кок.
г) С помощью фразеологического словаря попробуйте раскрыть неясные или забытые значения слов, входящих в фразеологизмы, а также объясните устаревшие грамматические формы. Прочитать от доски до доски, втирать очки, не всякое лыко в строку, тянуть канитель, поставить точки над «и», азов не знать, с красной строки, заострить перо, семи пядей во лбу, беречь как зеницу ока, притча во языцех, денно и нощно.
2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа (коммуникативный прием «Микрофон»)
• Почему лексический состав языка с течением времени претерпевает изменения?
• Расскажите о типах лингвистических словарей русского языка. Какими словарями вы пользуетесь?
• Почему в настоящие время активизировалось взаимодействие русского и украинского языков в области лексики и фразеологии? В чем выражается это взаимодействие?
VI. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.