Развитие речи. Чтение-понимание художественного текста. Составление письменного высказывания на основе прослушанного текста - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Чтение-понимание художественного текста. Составление письменного высказывания на основе прослушанного текста - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: продолжить работу по формированию умения слушания-понимания художественного текста, пересказа его содержания по самостоятельно составленному плану; совершенствовать умения использования в речи синонимические синтаксические конструкции; развивать речевые навыки по составлению письменного высказывания на основе прослушанного текста.

Оборудование: художественный текст.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Вспомните известные вам стили речи.

• Назовите области жизни, в которых используется научный стиль речи.

• Укажите задачи публицистического стиля.

• Перечислите основные виды высказываний художественного стиля.

• Назовите основания для выделения стилей речи.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Цель художественной речи — образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатлевает жизнь в картинах, в образах людей, типическое раскрывает в индивидуальном и конкретном.

С помощью слов автор рисует художественные образы, картины, используя художественно-образную речевую конкретизацию.


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Чтение текста (молча)

Тексты разложены на каждой парте.

ИВАНЫ, НЕ ПОМНЯЩИЕ РОДСТВА

Бабушкин дом я нашёл без труда, ни у кого не спрашивая. Странное состояние было у меня, когда я смотрел на него. Словно из другого мира, из другой жизни был этот дом. Даже не верилось, что я в нём жил, выбегал из калитки, куда-то мчался по своим мальчишечьим делам, смотрел из окна на дождь, засыпал и просыпался с великолепным чувством здоровья и беззаботности. Лишь один его вид вызывал столько воспоминаний о близких, кого уже нет в живых, что само собою стеснилось дыхание.

Новая хозяйка дома повела меня в летнюю комнату, чтобы показать икону, которую оставила ей моя бабушка.

— Этой иконой благословляли твою бабушку на брак,— сказала женщина.

Этого я совершенно не знал. Да и вообще, как всё же мало я знаю о своей родне. И не понимаю, как могло случиться, что у меня, да и только ли у меня, нет естественной любознательности к своим предкам. Спросил ли я у матери хоть раз, кто у неё был дед, кто бабушка? Знала ли она их? Как жили? Не спросил. И не знаю. И теперь уже никогда не узнаю.

«Мы — не Иваны, не помнящие родства» — одно время это изречение звучало довольно часто. И тогда действительно думалось, что «мы — не Иваны», и только теперь я понял, что я-то как раз и есть тот Иван, и не знающий, и не помнящий родства! И один ли я такой?

(По С. Воронину)

2. Выяснение понимания учащимися смысла текста;

толкование незнакомых слов и выражений из текста (странное состояние, другой мир, другая жизнь, беззаботность, стеснилось дыхание, случиться, изречение, довольно часто и др.)


3. Конструирование предложений

Продолжить (письменно) предложения так, чтобы в одном случае получилось простое предложение, осложнённое причастным оборотом; во втором — сложное предложение с зависимой частью, имеющей определительное или обстоятельственное значение. Пример

Новая хозяйка показала мне икону... (оставленную ей моей бабушкой; которую оставила ей моя бабушка).

1) При виде бабушкиного дома меня охватило странное состояние... 2) Многие из нас становятся Иванами, не помнящие родства... 3) К сожалению, мы мало знаем о своей родне... 4) Человек никогда не узнает о жизни своих предков... 5) Посещение родных мест вызывает воспоминания о близких.

У учащихся выясняется, когда уместно использовать каждый из вариантов синтаксических конструкций.


4. Сопоставительная работа с дополнительным заданием

Наблюдение над употреблением слов, различающихся значением числа в русском и украинском языках. Чтение русских сочетаний слов, перевод их на украинский язык. Составление (устно) с русскими сочетаниями предложений.

Посещение родного дома; покосившиеся от времени ворота; радость встречи с детством; стеснённая горечью утраты грудь.


5. Орфоэпический практикум

Отработка произношения слов, имеющие разные варианты ударения. Чтение вслух данных рядов кратких имён прилагательных (запись на доске).

Далёк — далеки — далёки; глубок — глубоки — глубоки; мил — милы — милы; свеж — свежи — свежи; чист — чисты — чисты.


6. Составление с некоторыми краткими прилагательными, имеющими форму множественного числа, сочетаний слов; запись в тетради, выразительное чтение вслух

7. Самостоятельная работа по составлению плана к тексту С. Воронина

8. Пересказ содержания текста (2—3 учащихся) на основе вспомогательного материала (плана, слов, сочетаний слов и предложений, проработанных на уроке)

9. Работа в группах

Коллективное придумывание продолжения исходного текста (подготовить ответ на вопрос, поставленный автором в конце произведения — «И один ли я такой?»). Учащиеся решают, какие аргументы и факты из собственной жизни необходимо привести для того, чтобы доказать, что большинство из нас не интересуются историей своих предков; подбирают цепочку ключевых слов, намечающих ход рассуждения; прорабатывают их произношение и правописание.


10. Устные выступления представителей группы со своими вариантами продолжения исходного текста

11. Запись составленных высказываний в тетради


V. Домашнее задание

Закончить начатую в классе работу по составлению письменного высказывания на основе прочитанного ранее текста.






Для любых предложений по сайту: [email protected]