Все уроки Русского языка 9 класс
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: углубить и систематизировать знания учащихся о сложноподчинённых предложениях с придаточными условия и уступки; продолжить отработку навыка постановки знаков препинания в предложениях этой конструкции; совершенствовать навыки построения и управления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными условия и уступки.
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины В. Перова «Тройка».
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание 2—3 творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Экспресс-опрос
Ответьте на вопросы сложноподчиненными предложениями с придаточными причины.
1) Почему в слове день четыре буквы, а звуков только три?
2) Почему в русском языке гласных звуков шесть, а букв десять?
3) Почему часть речи местоимение получило такое название?
4) Почему слово каменный пишется с двумя н?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия знакомы вам, так как в 6 классе, при изучении условного наклонения глагола вы сталкивались с категорией условия. А в 8 классе вы изучали обстоятельственные обороты со значением условия, выраженные деепричастиями и существительными с предлогами.
А вот придаточные уступительные трудны тем, что уступительно-сопоставительные отношения не так уж часто встречаются в речи. Поэтому главная задача нашего урока — поработать над этими значениями. Придаточное уступительное содержит факт, который мог бы помешать тому, о чем говорится в главном предложении, но не помешал.
Пример
Первый факт |
Второй факт, который мог помешать первому |
Трава ярко зеленела. |
Солнце палило нещадно. |
мы вовремя приехали на вокзал. |
мы поздно вышли из дома. |
Туристы шли налегке. |
Путь был долгий. |
Соединяя эти предложения попарно с помощью союзов хотя, несмотря на то что, получим предложения с придаточными уступительными.
IV. Изучение нового материала
1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника
2. Самостоятельная работа учащихся над составлением структурных схем
а) СПП с придаточными уступки:
[ ], (союзы хотя, несмотря на то что, пускай и др. ...);
б) СПП с придаточными условия (при каком условии?):
[ ], (союзы если, когда, раз и др. ...).
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)
Прочитайте, укажите придаточные условные. Какие союзы характерны для разговорного стиля, а какие — для научного и официально-делового?
а) Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек (А. Пушкин). Если бы воробьям да силу побольше или бы, как быкам, рога, они бы до смерти закатали один другого. Какая же мы голь, когда кругом столько народу хуже нас живут! (Е. Пермитин) Ежели уж вы приглашаете, то я останусь (В. Короленко).
б) Водителю запрещается занимать левые полосы, если свободны правые полосы. Водители и пешеходы обязаны руководствоваться сигналами регулировщика, даже если сигналы противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.
в) В том случае, если краски наложены толстыми, с избытком масла мазками, происходит оседание красок. Если разбавленные маслом краски нанесены на недостаточно просохшие нижележащие краски, также возникает оседание красок.
2. Практическая работа (конструирование спп с придаточными условными и уступительными)
а) Дополните главные предложения придаточными условными.
Приятно отдохнуть за городом... .
Мы завтра ... поедем за город.
... купите мне несколько пленок для фотоаппарата.
Растительность ... сохраняет свою свежесть до половины июня.
Машина ... может прослужить еще лет десять.
б) Дополните придаточные условные главными предложениями.
Если идти ночью по незнакомой дороге... .
Если завтра музей будет открыт... .
...если не будешь занят.
Если хотите быть здоровым... .
Если ты придешь ко мне.. .
в) Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступительное.
Домой мы вернулись благополучно, хотя... .
Настроение у всех превосходное, несмотря на то что... .
Хотя в неутепленных палатках было холодно, ... .
В марте обычно снег тает, хотя... .
На душе у него было светло, как в праздник, несмотря на то что... .
Как ни старались гребцы, ... .
Несмотря на то что лейтенант был плохим певцом, . .
3. Творческая работа (в парах)
Опишите одного из мальчиков по картине В. Перова «Тройка», используя уступительные конструкции.
План описания
1) Холодный зимний день.
2) Один из «Тройки»:
а) лицо и поза мальчика;
б) одежда.
3) Чувства, вызываемые этой картиной.
4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»
• Что вы можете сказать о сложноподчинённых предложениях с придаточными условия? уступки?
• С помощью каких союзов прикрепляется придаточное условное к главному предложению?
• Какие союзы соединяют придаточные уступительные с главным предложением?
• С чем синонимичны по смыслу сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Творческое задание.
Составить (письменно) аргументированное рассуждение (7-8 предложений) на тему «Почему необходимо много и внимательно читать» с использованием сложноподчинённых предложений с придаточным условия и уступки.