Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о роли знаний в жизни человека - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: помочь учащимся осмыслить роль знаний в жизни человека; совершенствовать умения создавать собственные высказывания на основе личного опыта, делать необходимые выводы, обобщения; развивать ассоциативное, образное мышление.
Оборудование: учебные тексты, толковый словарь, раздаточный материал для работы в парах, группах.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание 2—3 творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока развития речи)
2. Беседа с учащимися о смысле пословиц (пословицы записаны на доске)
Человек без знаний, что земля без полива.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Знание дороже богатства.
Голова научит — руки сделают.
Без терпенья нет ученья.
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Сегодня на уроке мы поговорим:
• о развитии способностей и таланта;
• о воспитании силы воли;
• о том, как учиться;
• о роли оценки в современной школе;
• о новых предметах в школе; подискутируем:
• о школе будущего;
• о том, надо ли учиться по способностям.
На материале сегодняшнего урока вы должны научиться: характеризовать человека по способностям, по отношению к труду, рассказывать о развитии способностей, о самовоспитании.
Знаете ли вы, какова цена лени?
За 12 лет обучения в школе ученику приходится работать на уроках в течение 519 750 минут. А если он на каждом уроке 20 минут так просто «отбывает своё время», то он в общей сложности теряет 231 000 минут. То есть после окончания средней школы его знания по ряду учебных предметов находятся на уровне 6-7 класса.
Как вы смотрите на это? Может ли человек с семилетним образованием справиться с компьютерной техникой, робототехникой, которые всё больше проникают в нашу жизнь?
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Словарная работа
Для обсуждения проблем, связанных со школой, вам необходимо усвоить целый ряд слов и словосочетаний. Незнакомые вам слова выпишите в свой словарик. Найдите их значение по словарю. Запись на доске
Способности: умственные, математические, технические, гуманитарные, музыкальные, блестящие, отличные, средние
способности (к чему?) к математике, к технике, к музыке, к гуманитарным наукам
обладать способностями
иметь способности
отличаться способностями
проявлять (проявить) способности
развивать (развить) способности, талант, силу воли, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение
развитие способностей
приучать (приучить) себя к труду
отсутствие трудовых навыков
врождённые задатки, развивать врождённые задатки
ученик (какой?) умный, способный, одарённый, талантливый, гениальный, ленивый, глупый, ограниченный
даваться легко (математика даётся мне легко)
усваивать с трудом
прилагать (приложить) максимум усилий, труда
2. Анализ содержания высказываний о роли знаний в жизни человека (обращается также внимание на трудные орфограммы и пунктуацию)
1) Знать необходимо не за тем, чтобы только знать, но и для того, чтобы научиться делать (М. Горький). 2) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью (Л. Толстой). 3) Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие (Н. Чернышевский).
3. Практическая работа с языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)
Прочитайте советы В. Сухомлинского сыну. Выпишите те советы, которые кажутся вам наиболее важными.
• Если хочешь, чтобы у тебя было достаточно времени, ежедневно читай. Читай каждый день, и основательно штудируй несколько (4-6) страниц литературы, связанной с учебными дисциплинами. Всё, что ты читаешь,— это интеллектуальный фон твоего учения. Чем больше читаешь ежедневно, тем больше будет у тебя резерв времени.
• Начинай рабочий день рано утром, часов в 6. Если ты привыкнешь к началу своего рабочего дня в 6 часов, то старайся приступить к работе раньше на 15-20 минут. Полтора часа утреннего умственного труда перед занятиями — это золотое время. Советую выполнять в утренние часы самый сложный умственный труд.
• Умей определить систему своего умственного труда. Я имею в виду понимание соотношения главного и второстепенного. Главное надо уметь распределять во времени так, чтобы оно не отодвигалось на задний план второстепенным.
• Умей создавать себе внутренние стимулы. Многое в умственном труде не настолько интересно, чтобы выполнять с большим желанием. Часто единственным движущим стимулом является лишь надо.
• Тебя окружает море книг и журналов. Надо быть очень строгим в их выборе, исключать то, что может нарушить режим труда.
• Умей самому себе сказать нет. Надо и развлечься, и отдохнуть, но нельзя забывать главного.
• Не трать время на пустяки. Имею в виду пустую болтовню, пустое времяпровождение. Умей и разговор с товарищем сделать источником духовного обогащения.
• Умей облегчить свой умственный труд в будущем. Речь идёт о том, чтобы уметь создавать резерв времени в будущем. Для этого надо привыкнуть к системе записных книжек.
• Для каждой работы ищи наиболее рациональные приёмы умственного труда. Избегай трафарета и шаблона. Не жалей времени на то, чтобы глубоко осмыслить сущность фактов, явлений, закономерностей, с которыми имеешь дело.
• Умственный труд одного человека не может быть успешным, если все живущие в одной комнате не договорятся о строгом соблюдении отдельных требований.
• Умственный труд требует чередования математического и художественного мышления. Чередуй чтение научной литературы с чтением беллетристики*.
• Умей избавиться от дурных привычек. Я имею в виду вот какие: перед началом работы сидеть без дела 15-20 минут; без надобности перелистывать книгу, которую не будешь читать; проснувшись лежать в постели минут пятнадцать и др.
• Завтра — самый опасный враг трудолюбия. Сделай привычкой то, чтобы часть завтрашней работы была выполнена сегодня.
• Не прекращай умственного труда никогда, ни на день. Летом не расставайся с книгой. Каждый день должен тебя обогащать интеллектуальными ценностями.
4. Коммуникативный тренинг
а) «Учимся выражать свою точку зрения»
(с использованием интерактивного приема «Микрофон»)
Расскажите, какие из указанных советов В. Сухомлинского выполняются вами в процессе овладения знаниями, а какие не выполняются.
б) Составление ситуативного диалога (работа в парах)
Ваш друг (ваша подруга) любит готовиться к экзаменам в одиночку. Вы предпочитаете повторять материал с большой группой ребят. Объясните ему (ей), в чём преимущество групповой работы. Используйте следующие слова и словосочетания:
Обширный материал, распределить материал, излагать (изложить) основное содержание, ставить проблемы, выделять существенное, повторять основное, не отвлекаться, никто не мешает сосредоточиться, выработать и развивать свой темп работы, не стыдно повторять несколько раз, возвращаться к пройденному, использовать разные приёмы запоминания.
в) «Учимся дискутировать» (работа в группах)
I группа
В одной из школ целый год не выставлялись оценки. Однако, по данным эксперимента, уровень знаний учеников этой школы не оказался ниже, чем в остальных школах.
Выразите своё отношение к проблеме. Хотели бы вы учиться в такой школе? Вызовите спор о роли оценок.
II группа
Будущее начинается сегодня. Это имеет отношение и к школе. Какова она — школа будущего? Как узнать ростки нового в сегодняшней школе?
Выразите своё отношение к следующим мыслям (запись на доске):
• Природа щедро одаряет большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учёбе. Откуда же неудовлетворительные отметки в дневниках наших школьников?
• В будущем станет пробивать себе дорогу обучение, управляемое из какого-нибудь радио- или телецентра, позволяющее учащимся и сельских, и городских школ слушать лекции и выступления известных профессоров.
• Развитие речи учащихся происходит не тогда, когда они воспроизводят обязательный материал, а при решении творческих задач, когда ребята привлекают материал, самостоятельно добытый из книг, журналов, телепередач, кинофильмов.
• Школа — это источник творческого труда, готовящий юных граждан к большой сложной, но такой прекрасной жизни, в которой никто не сможет обременить человека такими высокими требованиями, какими обременит себя он сам.
III группа
Проведите диспут на тему «Школа будущего».
Разделитесь для обсуждения проблем на две мини-группы — «консерваторы» и «новаторы».
Сделайте попытку высказать в споре точку зрения разных людей — учащихся, родителей, директоров школ.
Выступите по следующей схеме:
а) скажите, в чём значимость поднятой проблемы;
б) изложите ваше отношение к проблеме;
в) приведите пример из школьной практики, подтверждающий вашу точку зрения;
г) найдите иной подход к проблеме;
д) предложите кому-нибудь из ваших одноклассников выразить своё отношение к новой проблеме.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Экспресс-интервью (интерактивный прием «Микрофон»)
• Какие качества вы считаете нужным в себе развивать, чтобы успешно закончить школу?
• Что, на ваш взгляд, мешает развитию ваших способностей?
• Как вы представляете себе систему оценки знаний в будущем?
• Можно ли, по-вашему, учиться без двоек?
• Как вы представляете себе идеальную школу?
• Какова роль телевидения и радио в школе будущего?
• Какие стимулы, на ваш взгляд, больше всего влияют на развитие ученика, гражданина будущего?
VI. Домашнее задание
План-задание
1) Выбрать или сформулировать тему сочинения.
2) Определить его основную мысль (что хотите доказать, в чём убедить).
3) Подумать, что будет в основе вашего сочинения, повествование о событиях или рассуждение.
4) Составить рабочий план сочинения.
5) Отобрать материал для каждого пункта плана.
6) Приступить к написанию сочинения (черновой вариант).
* Беллетристика — повествовательная художественная литература.