ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - Урок 2 - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - Урок 2 - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

При повторении правила написания не с различными частями речи целесообразно объединение темы в блоки, отработка алгоритмов.

I. 1. При выборе слитно-раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на -о (-е) рассуждаем так:

1) Смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может — пишем не слитно: неряха, несуразный, небрежно.

2) Если слово может употребляться с не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок или слова далеко не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не.

Есть одно из указанных условий — пишем не раздельно: не широкий, а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво.

3) Если нет указанных выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду (ложь), поступил нехорошо (плохо).

Запомните: не пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по-товарищески.

2. Не с глаголами, деепричастиями пишется


раздельно:

слитно:

не говорил, не читал, не хотеть, не хватать, не читая, не сказав.

если глагол или деепричастие не употребляется без не: негодовать, недоумевая, ненавидя, нездоровится.

Сравните:

1) не достал до дна (не достиг дна);

2) если глагол с приставкой до- и предшествующей частицей не обозначает действие, не доведенное до конца: не дописал, не доделал.

1) недостает изящества (в значении «отсутствует в нужном или желательном количестве, не хватает»);

2) если приставка недопридает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой или указывает на постоянное действие: все время недорабатывает; недосыпал, недолюбливал, без не не употребляется.


3. При выборе слитно-раздельного написания не с причастиями используем следующий алгоритм:


image11


Запомните: если в качестве пояснительных слов выступают количественные наречия почти, отчасти, довольно, гораздо, вполне, очень, абсолютно, совершенно, в высшей степени и нет других пояснительных слов, то не с причастием пишется слитно: почти неотредактированная рукопись, совершенно неисследованная местность.


II. Материалы для тренировочных работ (по выбору учителя).

1. Еще не завершенный роман; расставлены недавно покрашенные скамейки; здание не построено в срок; шел не торопясь; дотемна бродил не спеша; не нужно расспрашивать о происшедшем; невероятные эксперименты; неизгладимое впечатление от коллекции декоративных растений; не меньше километра; непричастный к известной истории; небрежный почерк; неширокая, но бурная речонка; небо не голубое; далеко не зрелое яблоко; еще незрелое яблоко; не был на собрании; еще не распустившийся цветок; ботинки не кожаные; помещение не рассчитано на такое количество людей; недостает теплоты; не достает до стола; не спрашивая ни о чем; вовсе не трудная задача; почти неотредактированная рукопись; совершенно неисследованная местность (в качестве зависимых слов — количественные наречия). Но: почти не тронутая загаром (зависимое слово — загаром).

2. 1) Нездоровье его очевидно.— Он, очевидно, отнюдь не ленивый. 2) Я, кажется, немного ошибся в расчетах.— Ошибка кажется нелепой. 3) К несчастью, канат не выдержал.— К несчастью соседа он отнесся не равнодушно, а с сочувствием.

3. Куинджи внес в русскую пейзажную живопись неповторимое своеобразие, показав красоту родной природы со стороны, почти не отраженной в произведениях его современников.

Предметом художественных интересов мастера становилось всё: неугасающие закаты, сияние лунных ночей, почти незаметный свет радуги на фоне тяжелых туч. Хотя он рисовал и размытый непрекращающимися осенними дождями тракт, и степь с некошеными травами, и необыкновенно красивую березовую рощу, пронизанную солнечными лучами, однако в памяти поколений Куинджи останется как неподражаемый певец чарующей красоты и таинственной прелести лунной ночи. В небольшом по объему полотне «Ночь на Днепре» художник добивается небывалых эффектов освещения, мудрой простоты композиции.

(По С. Мясниковой.)


III. Тест (не с различными частями речи).

В каких случаях

1. Не пишется слитно:

A. (не) нарушая режима

Б. (не) пересечены линией

B. (не)законченная работа

Г. (не) замерзшая река

2. Не пишется раздельно:

A. (не) дорогой, а красивый ситец

Б. (не) проснувшийся город

B. (не) был в школе

Г. прыгнул (не) высоко, а низко

3. Не пишется слитно:

A. (не) глубокий, а рыбный пруд

Б. (не) проснувшись вовремя

B. долго (не) заживающая рана

Г. поступить далеко (не)смело

4. Не пишется слитно:

A. говорить (не) громко, а тихо

Б. дорога (не) освещена

B. книга (не) большая, а интересная

Г. (не) просмотрев до конца

5. Не пишется раздельно:

А. еще (не) засеянное поле

Б. вовсе (не) интересный фильм

В. уроки (не) сокращены

Г. (не) взирая на лица

6. Не пишется слитно:

A. (не) успевшая высохнуть

Б. ничего (не) соображая

B. поступил (не) по-товарищески

Г. (не) ряшливо одетый

7. Все слова в строчке пишутся с не слитно:

A. (не) здоровится, (не) лепый, (не) мог, (не) взирая

Б. (не) ряха, (не) скошено, (не) был, (не) доумевая

B. (не) навидя, (не) прибрано, (не) сделав, (не) хотя

Г. (не) годуя, (не) брежно, (не) доучка, (не) скошенная трава

Учитель может использовать также книгу Г. А. Богдановой, Г. И. Кириченко «Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс» (М., 2000.— С. 90— 96).


Домашнее задание: упр. 97, 369.






Для любых предложений по сайту: [email protected]