Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Диалог - ЧУЖАЯ РЕЧЬ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: закреплять навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыки правильной интонации в таких предложениях; познакомить с понятием диалога и с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить диалог, применять правило постановки знаков препинания при репликах диалога, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов предыстория, праздность.
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 406 — чтение и обсуждение сочинений.
2. Упр. 410 — чтение и обсуждение выписанных предложений.
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя, работа с текстами
Разговор людей, обмен репликами можно записать в виде диалога. Этот способ часто встречался вам в художественной литературе.
— Найдите в учебнике-хрестоматии по литературе диалоги. Обратите внимание на то, что в диалоге часто отсутствует комментирующая часть.
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, правила (с. 233, 234).)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 412 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.
2. Упр. 414 — комментированное письмо, морфологический разбор на доске.
3. Упр. 415 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение, пунктуационный разбор предложения.
4. Упр. 416 — обсуждение задания, устранение речевых ошибок.
Комментарии
Фрагмент рассказа Н. Носова “Где просыпается солнце?”
— Ты о чём-нибудь мечтаешь? — спросил дядя Сергей. — Есть у тебя какое-нибудь самое большое желание?
— Есть... — тихонечко, почти шёпотом, проговорил Санька.
— Какое? Какое?
— Хочу поглядеть, как солнце просыпается, — смущённо пробормотал Санька.
— Ну вот, видишь... У каждого человека есть своё самое большое желание. У тебя, у меня, у твоей матери.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 234).
— Уточните значение слов.
— Составьте с ними предложения.
VI. Подведение итогов урока
— Что такое диалог?
— Какие знаки ставятся при записи диалога?
Домашнее задание
1. § 70.
2. Упр. 413.
3. Задание повышенной трудности (с. 235).