Вставные слова, словосочетания и предложения - ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Вставные слова, словосочетания и предложения - ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие о вставных словосочетаниях и предложениях; формировать умения находить вставные словосочетания и предложения в тексте, выделять их на письме; развивать навыки правильной интонации в предложениях со вставными словосочетаниями и предложениями; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять значение вводных словосочетаний и предложений, выделять вводные словосочетания и предложения на письме, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

Распределительный диктант

— Запишите причастия в два столбика: действительные, страдательные.

Посаженный, строивший, летящий, сожжённый, гонимый, пересекавший, увлёкшийся, управляемый, увядший, награждённый.

Комментарии

Действительные причастия: строивший, летящий, пересекавший, увлёкшийся, увядший.

Страдательные причастия: посаженный, сожжённый, гонимый, управляемый, награждённый.

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 384 — чтение и обсуждение составленных предложений.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 213).)

2. Слово учителя

В некоторых предложениях содержится информация, добавляющая что-либо к основному содержанию. Это вставные конструкции. В отличие от вводных слов и предложений, которые выражают отношение говорящего или автора текста, вставные конструкции выполняют роль передачи дополнительных замечаний, пояснений, уточнений, комментариев.

(Учитель записывает примеры на доске, а ученики — в тетрадях.)

Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле), Гаврила подсел к окну и задумался.

Дикий барин (так его прозвали, настоящее же его имя было Пере- влесов) пользовался огромным влиянием во всём округе. (И. Тургенев)

Мой приход — я это мог заметить — сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. (И. Тургенев)

Будешь ли ты вспоминать меня (я надеялся на это)?

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные. При этом вводные конструкции (предложения) не делают предложения сложными. Они остаются простыми предложениями, осложнёнными вставными конструкциями.

На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным выделительным знаком — скобками, иногда — тире. Соответственно, в речи вставные конструкции выделяются интонацией: произносятся в ускоренном темпе, с понижением тона. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи.

Заметим, что перед открывающейся скобкой (первое предложение) знаки препинания не ставятся. Отделительные знаки препинания (точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие) относятся ко всему предложению в целом (четвёртое предложение).

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 385 — устное выполнение, фонетический разбор на доске.

2. Упр. 387, 388 — обсуждение заданий, комментированное письмо.

3. Упр. 389 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

4. Упр. 390 — самостоятельное выполнение.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 215).

— Составьте с этими словами предложения.

VI. Подведение итогов урока

— Что выражают вставные конструкции?

— Делают ли вводные конструкции предложение сложным?

— Какими знаками препинания выделяются вставные конструкции?

Домашнее задание

1. § 62.

2. Упр. 386.






Для любых предложений по сайту: [email protected]