Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Однородные и неоднородные определения - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: формировать умения разграничивать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания; расширять речевую компетентность.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, различать однородные и неоднородные определения, применять правило постановки запятой при определениях, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ изложения
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 241 — чтение и обсуждение.)
Варианты предложений
1) Владимир Иванович Даль — врач, русский учёный, писатель и лексикограф, составитель “Толкового словаря живого великорусского языка”. 2) Фёдор Иванович Шаляпин — знаменитый русский актёр, оперный и камерный певец. 3) Аристотель — воспитатель Александра Македонского, древнегреческий философ, основоположник логики. 4) Николай Григорьевич Рубинштейн — основатель Московской консерватории, русский пианист-виртуоз и дирижёр. 5) Константин Сергеевич Станиславский — педагог, русский театральный режиссёр, актёр, реформатор театра. 6) Дмитрий Иванович Менделеев — общественный деятель, великий русский учёный-энциклопедист, химик, физик, экономист, геолог. 7) Сергей Васильевич Рахманинов — дирижёр, композитор, пианист. 8) Сергей Павлович Королёв — основоположник практической космонавтики, российский учёный и конструктор. 9) Владимир Клавдиевич Арсеньев был исследователем Дальнего Востока, путешественником, географом, этнографом, писателем.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и правила (с. 134, 135).)
2. Слово учителя
Однородные определения мы произносим с перечислительной интонацией, можем вставить между ними союз и. В случае неоднородных определений непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое — к словосочетанию, образованному определением и существительным. При этом перечислительная интонация отсутствует: осенний дождь (какой?) упорный, летнее утро (какое?) тихое. Обратим внимание на то, что ближайшие определения (осенний, летнее) относительные, а другие (упорный, тихое) качественные. Они характеризуют предмет с разных сторон.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 243 — обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо, синтаксический разбор на доске.
2. Упр. 244 — обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо.
3. Упр. 245 — выразительное чтение, пояснение учителя об особенностях художественных определений.
4. Упр. 246 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, устное изложение.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамок (с. 135, 137).
— Устно составьте с этими словами словосочетания.
VI. Подведение итогов урока
— Чем отличаются однородные определения от неоднородных?
— Ставится ли запятая между неоднородными определениями?
— В чём особенность определений-эпитетов?
Домашнее задание
1. § 42.
2. Упр. 247 (подготовиться к диктанту).