Развитие речи. Характеристика человека - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Развитие речи. Характеристика человека - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: развивать навыки характеристики человека (учитывая поступки, поведение, характер), умение работать с текстом, лингвистическую компетенцию, орфографическую зоркость; воспитывать культуру устной и письменной речи.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, давать устную и письменную характеристику человека по алгоритму.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 161 — чтение и обсуждение составленных предложений.)

III. Работа по теме урока

Слово учителя

Человека можно характеризовать с разных сторон в зависимости от целей характеристики. Характеристика ученика или работника какого-нибудь предприятия, учреждения должна касаться, прежде всего, его деловых качеств, наклонностей, способностей к учёбе или работе, его личностных качеств, которые во многом определяют место человека в коллективе. Такая характеристика пишется в деловом стиле.

Характеристика какого-нибудь известного человека, предназначенная для опубликования в средствах массовой информации или для доклада, сообщения, обычно касается его общественной значимости, его достижений, а кроме того, некоторых подробностей биографии, черт характера, позволивших этих достижений добиться. Такая характеристика чаще всего требует публицистического стиля.

Характеристика может быть и неформальной: например, в письме другу вы рассказываете о каком-то своём знакомом. В этом случае вы обратите внимание на его внешность, манеру поведения, поступки, черты характера, т. е. на то, как человек проявляет себя в общении с другими людьми. Стиль такой характеристики может быть разговорным или художественным.

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 162 — самостоятельное выполнение, чтение и обсуждение работ.

2. Упр. 164 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

3. Упр. 166 — работа по репродукции картины Ю. Ракши “Проводы ополчения” (см. цветную вклейку), обсуждение вопросов и заданий, создание группового портрета, написание сочинения.

Комментарии

Обратим внимание на то, что на обороте репродукции дан увеличенный фрагмент картины.

Картина изображает события из жизни Древней Руси. Колонна ополченцев выходит из стен кремля — крепости, за надёжными стенами которой остаются семьи воинов. В верхней части картины видны воды реки и небо в тучах — символ надвигающейся беды. Поток ополченцев разных возрастов течёт параллельно потоку реки. Золотисто-красный колорит объединяет воинов.

На переднем плане картины художник поместил женщин. Это матери, жёны, невесты, сёстры, дочери ополченцев. Воины уходят на борьбу с неприятелем, они будут защищать свои семьи, свою родину. Их ждут подвиги, а женщин ждут тяжёлые переживания за своих отцов, братьев, любимых. Ожидание всегда труднее действия.

Глаза всех женщин устремлены на колонну ополченцев. Тревожно выражение их лиц, позы и жесты говорят о душевных волнениях, переживаниях. Молится о возвращении с победой женщина в золотистом платке. С грустью глядит, подперев щёку рукой, старая мать в тёмной одежде. Полно надежды, тревоги и гордости лицо женщины в золотисто-синем убранстве, левой рукой обнимающей сына, а правой — будущего своего ребёнка. Прижимает к себе маленького сына женщина справа. Обессилев, опустилась на землю простоволосая молодая женщина. Весело глядит девочка, ещё не понимающая, какие опасности подстерегают воинов.

Среди этой группы женщин, на заднем плане, выделяется голова слепого старика. Подняв свой посох, он благословляет воинов. Когда-то и он был бойцом, а теперь ему остаётся только ждать и молиться за других.

V. Подведение итогов урока

— На что надо обратить внимание при характеристике человека в зависимости от её назначения?

Домашнее задание

1. § 29.

2. Упр. 163, 165 (по выбору).

3. Повторить § 17—28.

4. Контрольные вопросы и задания (с. 97).






Для любых предложений по сайту: [email protected]