Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Составное именное сказуемое - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: расширять представления о сказуемом, его признаках; дать понятие о составном именном сказуемом и способах его выражения; закреплять умение различать простое глагольное сказуемое быть и глагол-связку быть в составном именном сказуемом; учить различать составное глагольное и составное именное сказуемые.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять алгоритм определения вида сказуемого, различать простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемые, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Найдите четвёртое лишнее среди сказуемых в предложениях.
1) В клетке соловей перестал петь.
2) Команда будет выступать на своём поле.
3) Мы будем рады видеть вас у себя.
4) Оксана любила покрасоваться.
Комментарии
В предложениях 1, 3, 4 составные глагольные сказуемые; в предложении 2 простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 106 — чтение и обсуждение сочинений.)
IV. Работа по теме урока
1. Опережающее задание
— Попробуйте самостоятельно предположить, что такое составное именное сказуемое. Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Придумайте предложения, в которых сказуемое выражалось бы именной частью речи.
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений (с. 64). Запись формулы составного именного сказуемого (СИС) на доске и в тетрадях.)
СИС = глагол-связка + именная часть.
3. Слово учителя
— Запишите три группы глаголов-связок с примерами, подчеркните сказуемые.
1) Глагол быть (самая распространённая связка): в настоящем времени отсутствует (связка нулевая), проявляется в прошедшем и будущем времени.
Ты весёлый.
Ты был весёлым.
Ты будешь весёлым.
Будь весёлым.
Ты был бы весёлым.
2) Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться.
Всё стало вокруг голубым и зелёным.
Девочка казалась весёлой.
Он вдруг явился этаким молодцом.
Мне сделалось страшно.
Он считался в школе лучшим шахматистом.
Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом.
3) Глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т. д.
Он вернулся окрылённым.
Она сидела задумчивая.
Из похода мы вернулись усталые, но довольные.
Связкой могут служить сочетания вспомогательных слов с определённой формой глагола-связки.
В детстве он хотел стать пожарным.
Я надеюсь быть вам полезным.
Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым сочетанием.
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 107 — комментированное письмо, выполнение заданий, грамматические разборы на доске.
2. Упр. 108 — самостоятельное выполнение.
Комментарии
Определить глагол-связку быть в составном именном сказуемом и глагол быть в качестве простого глагольного сказуемого можно по смыслу. Во втором случае речь идёт о глаголе существования: существует (существовал, будет существовать) предмет или нет.
Это была наша новая учительница.
Она уже была здесь.
В первом предложении речь идёт не о том, была ли учительница, а о том, кем был человек, обозначенный в предложении местоимением это. Значит, была учительница — составное именное сказуемое. Во втором предложении речь о том, был, находился или нет человек в данном месте. Значит, была — простое глагольное сказуемое.
3. Упр. 109, 110 — устное выполнение.
4. Упр. 112, 113 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.
VI. Подведение итогов урока
— Из каких частей состоит составное именное сказуемое?
— Как разграничивают лексическое и грамматическое значение в составном именном сказуемом?
— Назовите группы глаголов-связок.
— Как отличить простое глагольное сказуемое быть от глагола-связки быть в составном именном сказуемом?
Домашнее задание
1. § 21.
2. Упр. 111, 112 (составить словарный диктант).