Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Основные единицы синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); показать основные признаки синтаксических единиц; развивать умение вычленять синтаксические единицы в тексте; воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы; формирование мотивации к изучению предмета.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Просклоняйте имена собственные: Анастасия, Василий.
И. Анастасия, Василий
Р. Анастасии, Василия
Д. Анастасии, Василию
В. Анастасию, Василия
Т. Анастасией, Василием
П. об Анастасии, о Василии
— Каковы особенности склонения существительных на -ий, -ия, -ие?
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Синтаксис (от греч. syntaxis — составление) — раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Тема “Синтаксис. Пунктуация” рассчитана на изучение не только в 8, но и в 9 классе. В этом году мы будем заниматься словосочетанием и простым предложением, в следующем — сложным предложением.
2. Работа по учебнику
1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений (с. 25, 26).
2. Упр. 37 — запись в тетрадях названий синтаксических единиц с указанием их функций.
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 38 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
2. Упр. 39 — подготовка к выразительному чтению стихотворения Н.М. Рубцова, обсуждение вопросов и заданий, грамматические разборы на доске.
Комментарии
Обратим внимание на инверсию в предложениях для синтаксического и пунктуационного разбора, выделим словосочетания спокойные тени, сонный крик.
V. Подведение итогов урока
— Назовите основные единицы синтаксиса. (Слово, словосочетание, предложение, текст.)
— В чём особенность изучения слов в синтаксисе? (Слова изучаются как члены предложения.)
— Какую функцию выполняет словосочетание? (Номинативную: оно служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.)
— Для чего служат предложение и текст? (Текст и предложение — коммуникативные единицы, они служат для общения, обмена мыслями, чувствами.)
Домашнее задание
1. § 6.
2. Упр. 39 (подготовить выразительное чтение стихотворения), 40.