Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Прямая речь - Чужая речь - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Чужая речь
Урок 90. Прямая речь (§ 69)
Цели урока: 1) познакомить восьмиклассников со структурой предложений с прямой речью, правилами постановки знаков препинания, текстообразующей ролью предложений с прямой речью, 2) научить ребят конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания, обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции, составлять графически схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи, соотносить структуру предложения и его графическое обозначение, выделять в произношении комментирующую часть.
I. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
1. Для чего служат предложения с косвенной речью?
2. Чем отличаются предложения с косвенной речью от предложений с прямой речью?
3. Какова структура предложений с косвенной речью?
4. Как ставятся знаки препинания при косвенной речи?
5. Каковы особенности произношения предложений с косвенной речью?
Один из учеников читает упр. 406, объясняет, почему писатель использовал в своём рассказе предложения с прямой речью (для точности воспроизведения чужой речи, для сохранения особенностей языка говорящего).
Косвенная речь теряет эмоциональность, оттенки смысла.
II. Повторение.
На доске записаны предложения с прямой речью. Учащиеся заменяют, где возможно, прямую речь косвенной.
1) “Надо достать лодку”, — промолвил наконец Ермолай. (И. Тургенев)
2) “Лодка есть, — сказал Сучок глухим и разбитым голосом, — да больно плоха”. (И. Тургенев)
3) “Паклей заткнуть можно”, — заметил Ермолай. (И. Тургенев)
4) “Где же вожатый?” — спросил я у Савельича. (А. Пушкин)
5) “Доктор у себя?” — быстро спросил вошедший. (А. Чехов)
III. Объяснение нового материала.
Учащиеся наблюдают материал на с. 230 (§ 69), рассматривают схемы, приводят примеры, знакомятся с условным обозначением комментирующей части, читают правила на с. 230—231.
IV. Закрепление материала.
1. Творческая работа по упр. 407. Учащиеся придумывают к предложениям комментирующую часть, записывают предложения.
2. Упр. 408 занимательного характера учащиеся выполняют устно. Читают выразительно по ролям, правильно произносят комментирующую часть, находят предложение, в котором комментирующая часть как бы разрывает прямую речь.
3. В упр. 409 записывают предложения и к каждому из них подбирают схемы из данных справа.
4. Упр. 411 выполняют устно. Читают шутку по ролям, соблюдая интонацию, делают вывод, в каком случае комментирующая часть не нужна.
5. Самостоятельная работа по упр. 412.
Учащиеся придумывают комментирующую часть и вставляют её в середину прямой речи после выделенных слов, записывают предложения.
Тестовые задания
1. Укажите, в каком предложении с прямой речью допущена пунктуационная ошибка.
а) А Балда приговаривал с укоризною: “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною”.
б) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так: “Друзья! К чему весь этот шум?”
в) “Эй, Влас! — воскликнул Туман, — Здорово, брат”.
г) “Нет, ты смотри! — поражался Андрей. — Когда они все вырасти успели?”
Ответ: в.
2. Укажите схему с неправильной расстановкой знаков препинания:
Ответ: а.
3. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.
а) “Где твой дневник”? — спросила мать.
б) Я спросил у Оли — “Как идут твои дела?”
в) “Вот твой новый учитель”, — сказал отец.
г) “Что за чудный пес!” — ликовал я.
Ответ: в, г.
V. Домашнее задание: учить правило на с. 230—231 (§ 69); сделать упр. 410.