Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Односоставные предложения
Урок 42. Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту
Цели урока: 1) уточнить знания, умения и навыки по теме “Односоставные и неполные предложения”, 2) воспитывать чувство ответственности за качество знаний.
I. Проверка домашнего задания (упр. 218).
II. Диагностирующая проверка понимания всей темы “Проверьте себя”. Подготовка к контрольному диктанту.
Методика выполнения: учитель читает предложения, ученики записывают их в тетради, разбирают по таблице.
Перед проведением диагностирующей проверки понимания темы необходимо провести фронтальный опрос по контрольным вопросам и заданиям на с. 109. Надо познакомить учащихся с обобщающей таблицей “Основные группы односоставных предложений” (проецируем таблицу с помощью мультимедийной установки).
• Текст для диагностирующей проверки.
Лёгкий морозец. Тихо. На улице ни души. Смотришь на звёзды, но никогда не узнаешь, кто там зажигает небо. Небо вечно, и звёзды вечны, а человеческая жизнь коротка и трудна. И человек стремится крепче привязать себя к земле. А звёзды? Посмотрите на них. Вы почувствуете, как радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам.
III. В упр. 217 учащиеся устраняют излишнее повторение местоимения я, заменяют некоторые двусоставные предложения односоставными.
Творческая работа (упр. 220).
Тестовые задания
1. К какому типу односоставных относится данное предложение?
Наш поезд задержали на пограничном разъезде.
а) неопределённо-личное
б) определённо-личное
в) безличное
г) назывное
Ответ: а.
Группы односоставных предложений
Вид предложения |
Форма выражения главного члена |
Примеры |
Назывные (номинативные) |
Главный член выражен существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным |
Декабрь. Три часа ночи. |
Определённо-личные |
Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения |
Замечаю под крышами голубоватые сосульки. А приглядитесь к снегу! |
Неопределённо-личные |
Главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении |
Газеты доставляют по утрам. Сообщили бы заранее о резком похолодании. |
Безличные |
Главный член выражается безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в родительном падеже с ни или не |
Зимой рано смеркается. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души. |
2. Найдите четвёртое лишнее.
а) Как аукнется, так и откликнется.
б) Не боги горшки обжигают.
в) Много спать — добра не видать.
г) Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Ответ: в.
3. В каком предложении неполную часть необходимо распространить?
а) Лотос ассоциируется с Индией, тюльпаны — с Голландией.
б) Февраль зиму выдувает, а март ломит.
в) Кто испытывал, как отрадно на заре по кустам.
г) Не место красит человека, а человек место.
Ответ: в.
4. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.
а) Необходимо быть дома.
б) Вам с лимоном или с вареньем?
в) Февраль.
г) Оставайтесь здесь.
д) “Видите дым?” — “Теперь вижу”.
Ответ: б, д.
5. Укажите неверное утверждение.
а) Неполные предложения те, в которых нет какого- либо необходимого члена предложения.
б) Односоставные предложения могут быть неполными.
в) Неполные предложения могут быть только нераспространёнными.
г) Односоставные предложения могут быть нераспространёнными.
Ответ: в.
IV. Домашнее задание: повторить материал § 30—38, упр. 219.