Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Предложение как единица синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Урок 12. Предложение как единица синтаксиса (§ 8)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с предложением — одной из основных единиц синтаксиса, особым свойством предложения — соотнесённостью с ситуацией, фрагментом действительности, 2) научить соотносить содержание предложения с фрагментом действительности, разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
I. Проверка домашнего задания.
Одна группа учащихся анализирует стихотворение Б. А. Ручьёва (по выбору учащихся); другая группа читает сочинение на тему “Как нужно выражать свои мысли”.
II. Наблюдения учащихся (§ 8, с. 30).
Учащиеся отвечают на вопрос:
— Чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?
Вывод: слова служат для наименования предметов и их признаков. В словосочетании может быть выражено не одно, а два значения. Словосочетание выполняет номинативную функцию, а предложение служит для общения, обмена мыслями, чувствами, выполняет коммуникативную функцию.
• Чтение теоретических сведений на с. 32—33.
III. Тренировочные упражнения.
1. Учащиеся выполняют упр. 50 на с. 31.
2. Конструируют словосочетания, предложения (упр. 51 на с. 32).
3. Делают упр. 53, соотнося содержание предложения с фрагментами действительности.
4. Пишут изложение от 3-го лица, сократив текст вдвое (задание на развитие речи).
IV. Домашнее задание: а) повторить теоретические сведения на с. 32—33; б) составить текст на тему “Чем живёт моя страна”, ответить на вопрос, как соотносятся начало и конец текста; в) отметить языковые средства, которые обеспечивают связность текста.