Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Предисловие
Предисловие
Предлагаемое пособие продолжает и углубляет идеи, заложенные авторами учебника Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой: изучение языка во всей совокупности его проявлений, формирование научного взгляда на функции и развитие языка в связи с развитием общества, учёт межпредметных и внутрипредметных связей, активизация логического мышления и умения восьмиклассников самостоятельно пополнять свои знания.
Семантический подход к изучению синтаксиса простого предложения определил характер заданий к урокам. Материал пособия обеспечивает становление языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся.
В пособие включено описание хода уроков с указанием целей, используемых методических приёмов, а также предлагаются пути обучения школьников употреблению синтаксических средств в различных ситуациях речевого общения.
Система упражнений и заданий выстроена таким образом, чтобы знания по синтаксису повторялись, развивались и упрочивались.
В книге представлены разнообразные приёмы работы с текстом: слушание и запоминание, выразительное чтение, аналитические и проблемные упражнения и т. д.
Уроки имеют познавательно-практический характер. Изучение основ науки о языке способствует решению задач практического направления. Работа с материалом для наблюдений обеспечивает единство когнитивно-коммуникативной деятельности. Большое внимание в пособии уделяется систематическому изучению орфографии.
В книге есть творческие задания, где предлагается или записать свои впечатления, или ответить на проблемный вопрос.
В ряде случаев даны рекомендации учителям, указывающие на возможные трудности, что должно помочь в выборе путей для их преодоления.
Большинство уроков комбинированные, но встречаются и нетрадиционные формы занятий: уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачёты и т. д. В конце каждой темы проводится контрольный урок.
Включённые в уроки задания распределяются по принципу нарастания трудностей: вначале производится закрепление на уровне наблюдения за языковым материалом, затем на уровне его самостоятельного распознавания и применения.
Наиболее трудные темы повторяются при изучении других, что способствует развитию и закреплению полученных ранее умений и навыков.
На каждом уроке планируются задания, связанные с развитием устной и письменной речи. Ученики создают собственные высказывания и тексты.
Значительное внимание уделяется тем видам проверки, которые позволяют учителю быстро получить информацию о результатах усвоения материала. С этой целью практикуются раздаточные индивидуальные карточки, работа с применением программирования с выборочным ответом, задания тестового характера.
В пособии даны методические советы для проведения специальных уроков по развитию связной речи: описание архитектурных сооружений, рассуждения публицистического стиля, характеристика знакомых лиц, выступления на морально-этические темы, выдуманные рассказы.
Книга рассчитана на творческое использование: каждый учитель вправе варьировать способы представления материала с учётом реального состояния знаний, умений и навыков, степени подготовленности своих учеников к предмету.