Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
Объяснительные диктанты
I
• Послушайте отрывок из выступления актрисы Е. Гоголевой на страницах “Литературной газеты”. Что тревожит автора?
Ну в самом деле, как можно бормотать2 русскую речь1? Как можно? Ведь необычайно3 красивый2 язык — второго такого нет! Потеряли2 ощущение2 красоты слова. Потеряли интеллигентность2речи, чего требует2 русский язык...
• Запишите под диктовку.
• Отметьте интонационные особенности предложений. Какова роль вопросительных, восклицательного знаков? Многоточия в последнем предложении?
• Охарактеризуйте предложения по структуре главных членов. Какова роль односоставных предложений в данном тексте?
• Как вы понимаете выражение “интеллигентность речи”?
• Выполните указанные виды разборов (обозначены индексами).
• ТР. Напишите сочинение-рассуждение по тексту. Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поднятую автором текста. Напишите, понятна ли вам тревога автора, близка ли авторская позиция по поднятой проблеме. Выразите своё мнение и аргументируйте его, опираясь на знания, читательский и жизненный опыт.
II
• Послушайте текст. Какие слова в нём пропущены?
.. .Есть в языке и такие слова, для которых называть — не главное. Задача их — помогать другим словам соединяться. Например, завтра или послезавтра; читать в библиотеке. Эти слова называются не самостоятельными, а ... . Они “гайки” и “винтики” в руках говорящего, когда он берётся строить предложение. Разная работа лежит на “плечах” ..., ..., ... . Но без них в предложении не обойтись.
(По Т. Шмелёвой)
(Ключ: ... служебными; ... предлогов, союзов и частиц.)
• Запишите текст, вставляя на месте пропусков нужные слова.
• Проведите синтаксический разбор предложения 2. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым.
• В каком ещё предложении между главными членами нужно поставить тире? Почему?
• Найдите в тексте два слова с чередующейся гласной в корне, объясните их правописание; разберите по составу.
• Объясните правописание слов: помогать, соединяться, самостоятельными.
• ТР. Расскажите в небольшой творческой работе о роли служебных частей речи в языке.
III
• Послушайте текст. Определите его тему и главную мысль. Отметьте средства языковой выразительности и их роль в тексте.
“Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня”, — писал Пушкин незадолго до смерти, оглядываясь на своё прошлое. И эти слова могли бы с полным правом повторить все русские писатели-классики. Помогал им, “утешал” и “спасал” их труд. Труд, наполнявший всю их творческую жизнь. Труд упорный, беззаветный, нелёгкий, порой даже мучительный, но всегда вдохновенный и потому доставлявший им бесконечное внутреннее удовлетворение. “Всё время моё отдано работе, часу нет свободного. Время летит быстро, неприметно. О, как спасительна работа!” — восклицал Гоголь.
(По Д. Благому)
• Запишите текст под диктовку в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.
• Какие правила пунктуации позволяет повторить данный текст?
• Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.
• Найдите обособленные члены предложения, укажите способ их выражения, причину обособления.
• Укажите грамматические основы и способ их выражения в предложении: “Всё время отдано работе, часу нет свободного”. Определите вид односоставного предложения в данной сложной конструкции.
• Назовите в тексте необособленные приложения, объясните их правописание.
• ТР. Напишите сочинение-рассуждение по тексту. Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поднятую автором текста. Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны ли вы с точкой зрения автора. Выскажите своё мнение по поднятой проблеме и аргументируйте его, опираясь на знания, читательский и жизненный опыт.
IV
• Послушайте текст. Определите его стиль и тип речи. Аргументируйте свою точку зрения.
В “Сказке о рыбаке и рыбке” Пушкин применяет взятое им из старых русских песен выражение “огрузить”. Говоря о превращении жадной старухи в богачку, он так её описывает:
...Старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею...
Характерно, что наборщики, встречаясь с непривычным выражением, пытались заменить его более привычным и набирали:
Жемчуга окружили шею, —
считая странное слово “огрузить” простой опиской автора. Но Пушкин собственноручно исправлял корректуру, вновь восстанавливал полюбившееся ему выражение, отстаивая именно тот оттенок смысла, который оно несло в себе. А оттенок этот именно в том, что жемчужины были крупные, они отягощали шею, а не окружали её. Кроме того, в словечке этом косвенно характеризуется и внешность раздобревшей старухи: она также как бы и сама “огрузла” от неожиданно исполнившихся желаний.
(По Н. Асееву)
• Каким способом передана в тексте чужая речь? Какие ещё способы передачи чужой речи есть в русском языке? Составьте и запишите примеры таких предложений на тему “Поэтическое творчество А.С. Пушкина”.
• Найдите в тексте обособленные члены предложения, укажите способ их выражения. Чем ещё могут быть выражены обособленные члены предложения? Составьте такие примеры и запишите, объясняя расстановку знаков препинания.
• Найдите в тексте: 1) три слова с проверяемой безударной гласной в корне, устно подберите к ним проверочные слова; 2) слово с чередующейся гласной в корне, объясните его правописание; приведите свои примеры слов с чередующейся гласной в корне.
• Определите часть речи слова также из последнего предложения, докажите, что оно имеет созвучные сопоставимые формы слов среди самостоятельных частей речи: составьте соответствующее предложение, объясните правописание созвучных слов.
• ТР. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Н. Шамфора: “Автор идёт от мысли к словам, а читатель — от слов к мысли”. Аргументируйте свой ответ примерами из текста Н. Асеева. В каком стиле речи вы будете создавать свою работу?
V
• Послушайте текст и сформулируйте его главную мысль. Определите стиль текста и аргументируйте свою точку зрения.
Помните, друзья, что путь в космос для каждого из нас начинается здесь, на Земле. Он пролегает через хорошие сочинения по литературе, через отличную контрольную по математике, через длинные химические формулы и физические лабораторные работы. Он, этот полёт, начинается на ваших спортивных площадках, в ваших слесарных и столярных мастерских, в полях, где вы помогаете взрослым... Самая большая победа придёт только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы.
(Ю. Гагарин)
• О каких маленьких, незаметных для других победах говорится в последнем предложении текста?
• Запишите текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.
• Найдите в тексте и подчеркните обособленное приложение, графически укажите способ его обособления.
• Найдите в тексте уточняющий член предложения, выделите его графически, объясните его пунктуационное оформление.
• Найдите в предложении 1 слово, грамматически не связанное с членами предложения. Как оно называется? Каковы особенности его пунктуационного оформления на письме?
• Подчеркните в предложениях текста все однородные члены как члены предложения; слово, от которого они зависят, возьмите в рамочку.
• Выделите в словах текста изученные орфограммы, объясните их правописание.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по тексту. Сформулируйте и прокомментируйте основную мысль автора. Напишите, согласны ли вы с авторской позицией. Ответ аргументируйте, опираясь на свои знания, читательский и жизненный опыт.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему “Моя маленькая, незаметная для других победа!”
VI
• Послушайте текст (текст читается учителем без последнего предложения). О каком известном человеке идёт речь? Как называется его главный труд — дело всей его жизни?
Милостивые Государи и Государыни!
Дни мои близятся к закату, вот поэтому я и пишу вам, молодым, это завещание.
Ещё до войны [до русско-турецкой войны, которая началась в 1829 году] я увлекался собиранием русских слов, ведь в каждой губернии говорят по-разному, и многие эти слова мне были неизвестны. Слушая их, осознал, как богат наш русский язык, понял, что вот оно — моё призвание.
И начал собирать я не только слова, но и пословицы, поговорки, песни, сказки. Писал и сам.
Пушкин подал мне идею создания толкового словаря. В самом деле, должны же люди знать богатство своего языка! Многих трудов мне стоило собрать слова, записать их ра полосках бумаги, каждый день — по словечку. Наконец, из этих записей вырос четырёхтомный словарь. Сейчас русскую речь бессмысленно засоряют иностранной, будто на своём языке не выразить всего, что хочется. Мы живём в России, значит, нам нужен русский язык!
Конечно, в ваше время появится ещё много новых слов. Ведь новые изобретения, открытия, исторические перемены рождают новые слова. Но, создавая новое, негоже забывать старое. Поэтому завещаю вам мои труды в надежде, что они не напрасны. Помните: язык — наше богатство, берегите его, сохраните для своих детей, как я пытался сохранить для вас.
Остаюсь с совершеннейшим к вам почтением, Владимир Даль.
• Определите жанр данного текста и отметьте особенности его построения.
• Какие ценные советы молодому поколению даёт В.И. Даль? Какие проблемы поднимает? Определите степень их актуальности.
• Почему Даль обращается именно к молодому поколению?
• Какие пунктуационные правила позволяет повторить данный текст?
• Запишите предложение: “И начал собирать я не только слова, но и пословицы, поговорки, песни, сказки”. Разберите предложение по членам, начертите схему.
• Запишите предложение: “В самом деле, должны же люди знать богатство своего языка!” Разберите предложение синтаксически. Укажите слово, грамматически не связанное с членами предложения. Как оно называется? Определите его значение и роль в речи.
• Запишите слова: собирание, собирать. Что их объединяет? Докажите.
• Выделите орфограммы в словах, объясните их правописание: русско-турецкая, по-разному, бессмысленно, не выразить, завещание. Определите части речи данных слов. Укажите их морфологические признаки.
• ТР. Напишите (по выбору) сочинение-рассуждение на одну из следующих тем:
1) “Как богат наш русский язык!”
2) “Люди должны знать богатство своего языка!”
3) “Новые изобретения, открытия, исторические перемены рождают новые слова”.
4) “Создавая новое, негоже забывать старое”. (По тексту В.И. Даля.)
5) “Язык — наше богатство! Берегите его!”
Определите стиль и тип речи своей работы. Аргументируйте свои высказывания, опираясь на знания и читательский опыт.
VII
• Послушайте текст. Какую проблему поднимает автор?
(1)И солнце, и небо, и леса, и реки, и твари — всё ведь это сотворено, приспособлено, друг к дружке прилажено...
(2)Лет двадцать назад, помню, тут и гуси были, и журавли, и утки, и тетерева — туча-тучей! (3)Дупелям, бекасам да кроншпилям переводу не было, а мелкие чирята да кулики, всё равно как скворцы или, скажем, воробцы — видимо-невидимо! (4)И куда оно всё девалось! (5)Даже злой птицы не видать. (6)Пошли прахом и орлы, и соколы, и филины... (7)Меньше стало и всякого зверья. (8)Ныне, брат, волк и лисица в диковинку, а не то что медведь или норка^
(А. Чехов)
• Запишите под диктовку. Пронумеруйте предложения.
• Проведите синтаксический разбор предложения 1. Начертите его схему.
• Найдите в тексте: а) обращение; б) вводное предложение.
• Укажите части речи в предложении 7.
• Составьте и запишите со словом И предложения таким образом, чтобы И было: 1) союзом, соединяющим однородные члены; 2) союзом, соединяющим две грамматические основы в сложносочинённом предложении; 3) частицей; 4) междометием.
• Из предложений 5—7 выпишите фразеологизм, объясните его значение.
VIII
Феномен вселенной — человек извечно стоит перед тремя проблемами: человек и природа, человек и человек, человек и общество. Противоречивость отношений людей и единство их судьбы если не разрешаются, то, по крайней мере, обсуждаются в слове. “В начале было слово”, — говорит древняя мудрость.
Подсчитано, что 50 000 человеческих поколений потратили более двух триллионов человеко-лет на то, чтобы осмыслить окружающий мир, покорить силы природы, синтезировать пёстрое и разноликое многообразие мира. Самым могущественным средством в этих исканиях, заблуждениях, открытиях оказалось Слово. Карамзин как-то сказал: “История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием”.
(По Е. Лихтенштейну)
• Обоснуйте расстановку знаков препинания в каждом предложении.
• Начертите схемы предложений 1 и 3.
• Найдите односоставные предложения, определите их вид.
• Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: древняя мудрость, окружающий мир, силы природы, в этих исканиях, как-то сказал, обсуждаются в слове, извечно стоит.
• Укажите части речи в последнем предложении.
IX
“Углекопы. Смена” — одно из лучших произведений художника Н. А. Касаткина. Это многофигурная монументальная композиция. На картине изображено полутёмное закопчённое помещение, заполненное шахтёрами. Скудный предутренний свет, с трудом пробиваясь сквозь проёмы окон, вырывает из темноты отдельные фигуры горняков. В центре картины тяжёлой поступью прямо на зрителя идёт шахтёр-богатырь — суровый и грозный. Всем своим обликом он выражает гордое достоинство и силу. На лице, чёрном от угольной пыли, поблёскивают лишь белки глаз, да в руке светится шахтёрская лампочка. За ним виднеется фигура горняка-инвалида на деревянной ноге, далее в глубине — внушительная очередь рабочих новой смены. Целая галерея типов углекопов: и уже состарившиеся шахтёры, и только начинающие молодые рабочие — изображена на картине. И даже дети, заснувшие прямо на полу, утомлённые непосильным трудом и систематическим недосыпанием. Преобладание в колорите тёмной цветовой гаммы как нельзя лучше соответствует содержанию произведения.
(Ю. Гусев)
• Найдите и подчеркните все обособленные члены предложения, укажите способ их выражения и причину обособления.
• Начертите схему предложения: “Целая галерея типов углекопов: и уже состарившиеся шахтёры...”
• Найдите сложносочинённое предложение. Проведите его синтаксический разбор. Начертите схему.
• Определите тип сказуемого в выделенных предложениях.
• Найдите неполное предложение. Какой член предложения в нём опущен?
• Какова роль тире в первом предложении?
• Из предложений 3—4 выпишите по одному словосочетанию со связью: 1) согласование; 2) управление; 3) примыкание. Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слова, способ их выражения.
• Выделите орфограммы в причастиях, объясните их правописание.
• Послушайте отрывок из очерка С. Соловейчика, посвящённого жизни представителей “учительской династии” — Раменских. Какова главная мысль рассуждений С. Соловейчика?
X
(1)...В наказе одного из Раменских своим детям и внукам, составленном из писем “друга и учителя семьи нашей великого правдолюбца Александра Радищева”, содержится призыв “хранить родительскую славу” и поступать “по закону верно”, ибо закон внутри нас царствовать должен. (2)Закон внутри нас — это наша совесть. (3)Конечно, пятьсот лет — немалый педагогический стаж, но не один лишь стаж украшает учителя. (4)Важно, как он учит детей оберегать славу родителей и всегда поступать по совести. (5)“Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. (6)Деньги, род, чин — всё это пустяки... (7)О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прилепит вас к истине”, — читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.
(8)Слова-то какие умели люди находить! (9)Может быть, должны они хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? (10)Родительская слава, добродетель, истина, благо и благоденствие Отечества...
• Запишите под диктовку.
• Найдите и подчеркните обособленные приложения, укажите причину их обособления.
• Какова роль кавычек в предложениях текста С. Соловейчика?
• Подчеркните грамматическую основу в предложениях с тире между подлежащим и сказуемым. Определите тип сказуемого.
• Найдите: а) обращение; б) вводное слово; в) обособленное дополнение.
• Укажите части речи в предложении 3.
• Подберите синонимы к словам из предложения 10: слава, истина, благо, благоденствие.
• Среди предложений 7—10 найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
• ТР. Дайте письменный развёрнутый ответ на один из следующих вопросов:
1) Как я понимаю смысл фразы текста С. Соловейчика: “...закон внутри нас действовать должен”?
2) Как я понимаю смысл фразы С. Соловейчика: “Никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины”?
Контрольные диктанты
I
...Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”. Их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ей свидетелями, и потому только мы можем её ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. Ничто: ни лиловый пожар Эгейского моря, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над Парижем — не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит её до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я — совсем не знаю почему — вспомнил крошечный городок Спас-Клёпики, и у меня заныло сердце.
(По К. Паустовскому)
Задания:
1. Найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, начертите его схему.
2. Подчеркните одной чертой вставную конструкцию.
3. Найдите в третьем абзаце сложное предложение, части которого соединены сочинительным союзом. Проведите синтаксический разбор этого предложения, начертите его схему.
4. Определите части речи слов во время. Докажите, что они имеют созвучное слово среди самостоятельных частей речи: составьте соответствующее предложение и запишите его. Объясните правописание слова.
5. Объясните правописание Н, НН в прилагательных, которые встретились вам в тексте диктанта.
II
Борис Викторович Шергин родился за четыре года до наступления двадцатого века. Отец его, Виктор Васильевич, был известным человеком в Архангельске — главный механик Мурманского пароходства, корабельный мастер первой статьи, талантливый художник.
Отец иногда на полгода уходил в море, и вся семья жила, прислушиваясь к тому, что происходит на море и в небе.
Когда мальчик вырастет, он по-прежнему будет чутко прислушиваться к жизни моря, травы и неба, он найдёт десятки удивительных слов для определения цвета облаков, утренней и вечерней зари.
Он говорил с дождями. “Дождь-то знает, что я его слушаю. Всё мне обскажет”, — так говорил писатель.
Просыпался писатель рано, отдёргивал занавеску, выглядывал в переулок, потом шёл проведывать небо. Так и записывал в дневнике: “Ходил сейчас проведывать чашу мою небесную”.
Всю жизнь Шергин хранил матушкин берестяной туесок из-под морошки. Часто открывал его, чтобы услышать запах родины. Так же бережно он хранил всё, что ему рассказывали отец и мать. Из этих рассказов и сложилась в 1924 году его первая книжка северных сказаний. Странно она, должно быть, выглядела. Вокруг перевёрнутый, разрушенный до основания миропорядок, а книга полна величественного спокойствия, тишины и мудрости.
(По Д. Шеварову)
Задания:
1. Подчеркните в тексте обособленные приложения.
2. Проведите синтаксический разбор предложения второго абзаца.
3. Выделите орфограммы в словах: по-разному, утренней, известным, вырастет.
III
“Береги платье снову, а честь смолоду”, — наставляет по- отечески герой “Капитанской дочки” А.С. Пушкина Андрей Петрович Гринёв своего сына Петрушу, провожая его на государеву службу. И сам он поступает по чести, считая, что сын должен истинно служить, а не проводить армейское время в “удовольствиях петербургской жизни”.
Семейно воспринятые качества чести, верности и послушания и определяют судьбу Петра Гринёва. Когда он отступает от заповеди “чти отца твоего и мать твою”, то неизбежно сталкивается с неожиданными трудностями. Постепенно понятие чести-совести становится для него в конечном счёте основным направлением в словах и поступках. Проявить свободное решение, соответствующее долгу, постоянно стремится Петруша Гринёв, исполняя службу и преодолевая искушения и случайности, подстраиваемые чужой волей и вступающие в противоречия с волей отца.
“Капитанская дочка”, справедливо замечено исследователем Бражниковым, “есть прежде всего роман об ответственности”. И семейная закваска, данная Петруше (несмотря на его вольную семейную жизнь недорослем), даёт ему возможность в конце концов поступать ответственно, в полном согласии с понятием о чести.
(По В. Троицкому)
Задания:
1. Напишите, какие способы передачи чужой речи представлены в тексте диктанта.
2. Проведите синтаксический разбор предложения 2.
3. Выполните со словом честь из предложения 1 разборы: лексический, фонетический, морфемный, морфологический.
4. Выделите в тексте орфограммы наречий.
IV
О свободе в цепях
Пушкин написал шесть элегий — грустных песен без музыки. Это ведь в учебниках наших Пушкин только и делал, что боролся за свободу и воевал с царём. В действительности он, как и всякий человек, любил, страдал, грустил. Но от всех людей он отличался тем, что умел выразить свою грусть и печаль в тончайших стихах. Нам с вами, обыкновенным людям, это не дано. Мы не обладаем великой способностью выражать свои чувства в красивом слове или музыке.
В элегии “Я думал, что любовь погасла навсегда...” поэт обращается к Амуру, богу любви:
Летите, призраки... Амур, уж я не твой,
Отдай мне радости, отдай мне мой покой...
Брось одного меня в бесчувственной природе
Иль дай ещё лететь надежды на крылах,
Позволь ещё заснуть и в тягостных цепях
Мечтать о сладостной свободе.
Мечтать о сладостной свободе... На свете очень мало свободных людей, но — и это утверждение покажется странным — ещё меньше людей, мечтающих о свободе. Мы все в какой-то степени рабы, мы и не мечтаем о свободе, мы покорно несём свои тягостные цепи. И прежде всего — цепи собственной лени, цепи безразличия к жизни, цепи подчинения нелюбимым людям. Да, человек вынужден ходить в школу, которая далеко не всегда ему в радость, а потом на работу, которая тоже кажется ему обузой. Но не это тягостные цепи, не это!
Тягостные цепи неверия в людей, нелюбви к ним, бездумья, безвольного подчинения дурным людям и компаниям — вот истинные цепи, вот от чего бы избавиться, вот о какой свободе бы мечтать!
(По С. Соловейчику)
Задания:
1. Найдите в тексте диктанта все обособленные члены предложения. Выделите их, укажите способ выражения обособленных членов и причину их обособления.
2. Выпишите по одному словосочетанию со связью: а) согласование; б) управление; в) примыкание. Разберите словосочетания.
3. Проведите полный синтаксический разбор предложения: “Тягостные цепи неверия в людей, нелюбви к ним, бездумья, безвольного подчинения...”
4. Определите тип сказуемых в последнем предложении текста.