Предложения с вводными конструкциями. Предложения с вставными конструкциями - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Предложения с вводными конструкциями. Предложения с вставными конструкциями - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Объяснительные диктанты

I

1) Медвежата, бывало, вскарабкивались друг по дружке и висели, держась за железо своими цепкими, когтистыми лапами. (Н. Лесков) 2) Действительно, невдалеке средь зарослей стоит лосиха. (Б. Пастернак) 3) Озеро это было, можно сказать, без берегов. (В. Солоухин) 4) Одним словом, глаз да глаз нужен был на границе, проходившей по Усманке. (В. Песков) 5) Итак, мы дождались скворцов. (А. Куприн) 6) Лошадь, очевидно, уморилась, вся закурчавилась и шла шагом. (Л. Толстой) 7) Тополь, разумеется, не единственное дерево, способное очищать воздух от углекислого газа и пыли. (С. Небесный) 8) Крылья отдыхающих бабочек рано утром, как правило, направлены к востоку, в полдень — к югу, а вечером —: к западу. (Народная мудрость)

• Укажите вводные слова, определите их значения.

• Чем ещё, кроме вводных слов, осложнены данные предложения? Какие пунктограммы они помогают нам повторить?

• Найдите неполное предложение. Какие члены предложения в нём опущены?

• Найдите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите его синтаксическую роль в предложении; проведите его морфемный и морфологический разборы. (Ключ: 8-м предложении — направлены.)

II

1) Это, кстати, было замечено ещё несколько столетий тому назад. (Е. Гильманов) 2) Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво. (Б. Грасиан) 3) Мне кажется образцовым по верности мысли рассказ Пришвина о простоте прозы. (К. Паустовский) 4) Ночью, кажется, пойдёт дождь. 5) К счастью дорога лёгкой не бывает. 6) К счастью, мы скоро помирились.

• Определите синтаксический статус созвучных словоформ (вводное слово или член предложения?). Обоснуйте свой выбор.

III

1) Организация — не место, где человек может открыто выражать свои симпатии и антипатии. Разумеется, ни один человек не может оставить дома свои заботы и тревоги, но на службе необходимо, во- первых, сдерживать свои эмоции, а во-вторых, не переносить свои личные взаимоотношения на характер поведения и на служебные отношения. 2) Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии “должного” поведения. Несомненно, многие правила поведения, видоизменяясь, приспосабливаясь каждый раз к новым условиям, продолжали свою жизнь. 3) Не обязательно слепо следовать моде, для того чтобы, к примеру, быть модно одетым. Более того, мода очень изменчива и даёт лишь общие установки, а уж что годится именно для нас, каждый должен решить сам.

(По М. Безруких)

• Определите значение вводных слов.

• Какие ещё пунктограммы позволяют повторить данные примеры?

• Что важного вы открыли для себя, знакомясь с советами М. Безруких?

IV

По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских Кирилла и Марий, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, “бояре знатные”, по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьёзным складом жизни.

(Б. Зайцев)

• Выделите вводные слова, определите их значение.

• Укажите приложения.

• Объясните расстановку знаков препинания.

• Найдите слово с непроизносимой согласной в корне, объясните его правописание.

V

• Послушайте текст. Определите его тему, основную мысль. Какие языковые приёмы использует автор, чтобы точнее выразить свою мысль? Какое средство выразительности использовано в предложениях 3 и 4?

• Запишите текст под диктовку.

<...> Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная — это свобода, соединённая с простором, с ничем не преграждённым пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека — это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.

(Д. Лихачёв)

• Выделите вводные слова, укажите их значения.

• Составьте и запишите предложение, в котором слово напротив будет являться не вводным словом, а членом предложения. Как изменится пунктуация?

• Какие ещё пунктограммы позволяет повторить материал данного текста?

• Разберите синтаксически третье и последнее предложения текста.

• Найдите в тексте все причастия, выделите в них орфограммы и объясните их правописание. Проведите морфемный и морфологический разборы причастий.

• ТР. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: “Роль вводных слов в тексте Д.С. Лихачёва”.

VI

...Я не перестаю читать. Это, по-моему, необходимо, во-первых, чтобы не довольствоваться самим собой, во-вторых, чтобы, зная исследованное другими, судить о найденном и думать о том, что ещё нужно найти. Чтение питает ум и даёт утомлённому занятиями отдохнуть за другим занятием. Читая, мы должны подражать пчёлам, которые странствуют в поисках медоносных цветов, а потом складывают принесённое в соты, где оно и переваривается в мёд.

(Сенека)

• Обоснуйте расстановку знаков препинания в записанных предложениях. Вводные слова выделите, определите их значение.

• Составьте и запишите со словом по-моему три предложения таким образом, чтобы это слово являлось: 1) наречием; 2) местоимением с предлогом; 3) вводным словом.

VII

С давних пор слово “краевед” пользуется заслуженным уважением. Краевед — это, образно говоря, муравей, по крупицам собирающий факты в копилку местной истории. В то же время это и летописец, и исследователь, в задачу которого входит воссоздание цельной картины развития края, увязанной, во-первых, со всеобщей историей и раскрывающей, во-вторых, на общем фоне характерные местные черты и закономерности эволюции. Всё это делает всеобщую историю более полной, точной и многоликой, а местную — более естественной и интересной.

(В. Важинский)

• Обоснуйте расстановку знаков препинания в записанных предложениях.

• Укажите значения вводных слов, их роль в тексте.

• Укажите части речи в предложении 3.

• Докажите, что слова то же из предложения 3 имеют созвучную словоформу среди служебных частей речи: составьте и запишите соответствующее предложение. Одинаково или по-разному будут писаться созвучные слова?

• Выпишите из предложения 3 слова, которые имеют такой морфологический портрет: 1) прилагательное множественного числа, винительного падежа, относительное; 2) существительное единственного числа, мужского рода, винительного падежа; 3) причастие женского рода, в полной форме, родительного падежа, совершенного вида. Разберите эти слова по составу.

VIII

А.С. Пушкин прекрасно знал свою родословную. Он не раз начинал писать автобиографию, но, к сожалению, так и не закончил её. Сохранилось несколько набросков, в частности, черновик “Начала автобиографии”, краткая запись “Первая программа записок” и кое-что другое. Кроме того, им написано стихотворение “Моя родословная” и начата, но не закончена автобиографическая поэма “Езерский”. В этой поэме Пушкин писал:

Люблю от бабушки московской

Я слушать толки о родне,

Об отдалённой старине,

Могучих предков правнук бедный,

Люблю встречать их имена

В двух-трёх строках Карамзина.

И действительно, многие Пушкины были служилыми людьми: наместниками, боярами, воеводами, стольниками. Почти ни одно крупное историческое событие не обходилось без их участия.

(Я. Марков)

• Обоснуйте расстановку знаков препинания в записанных предложениях. Вводные слова выделите, определите их значение.

• Докажите, что вводные слова в частности (из третьего предложения текста) могут быть членами предложения. Составьте и запишите соответствующее предложение.

• Найдите предложение с обособленным приложением. Подчеркните приложение, укажите причину его обособления.

• Выделите орфограммы в причастиях, объясните их правописание.

• Начертите схему предпоследнего предложения.

IX

Итак, я отправился в Липяги.

Ольховки да Берёзовки, Поддубровки да Осиновки, изобилующие в нашем краю, несомненно свидетельствуют о дремучих дубровах и тёмных лесах, имевших место в нынешней степной стороне ещё в недавние времена. И ныне вы можете встретить старожилов, которые расскажут вам, как на месте теперешних буераков в Берёзовке высился стройный белый лес, а в Ольховке, по словам старожилов, росла “здоровенная” роща там, где теперь сочится зловонное болото, жалобно рыдают чибески.

Не то Обозинские Липяги. В Липягах лес, давший название усадьбе, ещё уцелел и радушно принял меня под свою ароматную тень. Правда, он был не велик, но почтенный объём деревьев говорил о его долговечности. Весёлые птицы порхали и пели в его душистых листьях, и ласковый ветер шаловливо трепетал в них. Было в нём тихо и таинственно...

(По А. Эртелю)

• Обоснуйте расстановку знаков препинания в записанных предложениях.

• Определите значение вводных слов.

• Определите, какой частью речи является слово несомненно во втором предложении. Составьте и запишите такое предложение, в котором слово несомненно будет являться вводным словом.

X

Это была то непролазная лиственная чаща, напоминающая, вероятно, современную сибирскую “чернь” с её подлеском из кустарников и папоротников, то лощины, сплошь заросшие весёлым густым орешником. Изредка встречались в этой чаще лесные поляны, окружённые многовековыми развесистыми дубами, с богатой травяной растительностью, с чудным ковром лесных незабудок, ирисов... Поляны, или, как их называли в старину, “переполянья”.

К югу поляны становились всё обширнее, превращаясь в целые поля, как, например, Рясское, Куликово, а также обширная поляна, занимавшая весь бассейн Польного Воронежа, на которой останавливался Батый. На южных склонах этих полей местами появлялся уже ковыль, и, наконец, степь брала на юге области решительный перевес над лесом, оттеснив его в лощины, балки и речные долины. Здесь уже была иная картина — “дикое поле”...

(По П. Семёнову-Тян-Шанскому)

• Обоснуйте расстановку знаков препинания в записанных предложениях.

• Укажите значение вводных слов.

• Найдите предложение, в составе которого есть вводное предложение.

• Выделите орфограммы в наречиях, объясните их правописание.

• Определите, к какой части речи относится слово также из предложения 1 второго абзаца. Докажите, что это слово имеет соотносимые с ним слова среди других частей речи: составьте и запишите соответствующее предложение. Одинаково или по-разному будут писаться эти словоформы?

Выборочно-распределительные диктанты

I

• Записывайте только вводные слова и распределяйте их по группам в соответствии со значением, заполняя таблицу. (Каждое предложение диктуется учителем в замедленном темпе.)

Значение

Вводные слова

1. Степень достоверности сообщения


2. Различные чувства


3. Источник сообщения


4. Обращение к собеседнику


5. Оформление мысли


1) Она была единственное и, следовательно, балованное дитя. (М Лермонтов) 2) К счастию, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери. (М Лермонтов) 3) Надо заметить, разговор происходил на странном каком-то языке. (Д. Григорович) 4) Видимо, слова Пьера затронули его за живое. (Л. Толстой) 5) Наташа, одевшись в своё лучшее платье, была, напротив, в самом весёлом расположении духа. (Л. Толстой) 6) Экскаватор — крану брат. Ворошит такие глыбы, что, пожалуй, сто лопат их осилить не смогли бы. (Я. Аким) 7) Книга эта [“Мёртвые души” Н.В. Гоголя] не просто учебник жизни и энциклопедия русского национального характера, но явление высочайшего художественного достижения, с которым, на мой взгляд, трудно сравниться даже и последующей блистательной русской литературе. (В. Астафьев) 8) Многие недоумевали и негодовали на моё описание лиловых туманов и были, пожалуй, правы. (А. Блок) 9) Шубёнка на мне, извините, паршивая, на рыбьем меху. (А. Чехов)

• В последнем предложении (учитель повторяет его) есть фразеологизм? Какой? Что он означает? (Ключ: “на рыбьем меху”, то есть пропускающий холод, не греющий.)

II

• Распределите диктуемые предложения по колонкам таблицы, в зависимости от того, являются ли омонимичные слова вводными или членами предложения.

Омонимичные слова являются

вводным словом

членом предложения









1) Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию и терпению. 2) Сочинение нужно исправить и, главным образом, дополнить собственные рассуждения вескими аргументами. 3) Сегодня, кажется, пойдёт дождь. 4) Мир кажется мне книгой бесконечной. 5) Смотри, однако, будь осторожен. 6) Мне пришло приглашение на концерт известного артиста, однако я не смог на него пойти. 7) Я надеюсь на победу в олимпиаде. 8) Я, надеюсь, стану победителем олимпиады.

III

• Послушайте отрывок из статьи Е. Чернявского “Я знаю 38 языков”. В чём суть “закона Чернявского”?

...Но перехожу к части более приятной, так сказать, оптимистической. Начну с “закона Чернявского”, простите за нескромность. Формулируется он так: каждый новый язык требует лишь половины усилий, потраченных на изучение предыдущего... Таким образом, если вы на первый язык потратили, допустим, четыре года, то соответственно четвёртым вы овладеете за полгода. Правда, всё это действует, пока мы остаёмся в пределах одной языковой группы. Скажем, сначала французский, потом испанский, затем итальянский, даже португальский. Но даже если брать языки не близкого родства, то всё равно следующий язык много легче предыдущего: не половина усилий, а три четверти.

(Е. Чернявский)

• Выпишите из текста вводные слова. Укажите значения вводных слов.

IV

• Послушайте отрывок из интервью писателя Юрия Трифонова датскому радио. Согласны ли вы с мнением Ю. Трифонова, которое он высказывает о творчестве Владимира Высоцкого?

Думаю, можно согласиться с мнением, что творчество Владимира Высоцкого — биография нашего времени. <...> По своим человеческим качествам и в своём творчестве он был очень русским человеком. Он выражал то, что немцы называют “менталитет” (склад ума, образ мышления). Так вот — менталитет русского народа он выражал, пожалуй, как никто. <...> Поэтов в России всегда было очень много. Россия вообще страна поэтов, она любит поэзию. Но любовь такого масштаба, такого характера, как к Высоцкому, уникальна, её можно сравнить только, допустим, с Есениным.

• Послушайте ещё раз и запишите только вводные слова, определите их значение.

V

(1) Высказывания, афоризмы не только обогащают наши представления о предмете, которым мы интересуемся.

(2) Они — и это, может быть, самое главное — учат мыслить...

(3) Они приучают не бояться парадоксов, ценить остроумие, показывают, что иногда в шутке больше серьёзного и полезного, чем в длинном и тягучем поучении.

(4) Собрания высказываний и афоризмов напоминают огранённый алмаз, играющий бесчисленными переливами разноцветных вспышек.

(Е. Лихтенштейн)

• Пронумеруйте записанные предложения.

• Укажите номер предложения с вставной конструкцией.

• Составьте предложение с вставной конструкцией, в которой содержалось бы и вводное слово.

• В составе вводной конструкции есть вводное слово. Определите его значение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]