Буквы Н - НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий - ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ) - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Буквы Н - НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий - ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ) - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словарные диктанты

I

Серебряный голос, жизненная позиция, демонстрационный вариант, гуманный поступок, ветреный день, безветренная погода, соловьиные трели, мужественный характер, деревянный сарай, песчаный пляж, лунный свет, каменное сердце, соломенная крыша, традиционная встреча, революционные взгляды, ценная вещь, целинные земли, экскурсионный тур, медленное течение.

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в именах прилагательных.

• Подчеркните имена прилагательные, употреблённые в переносном значении.

II

Засыпанные песком, вязаный шарф, неотправленное письмо, засыпана снегом, гружённый песком, вязанный бабушкой, невспаханное поле, варёная рыба, работа проверена, история рассказана, асфальтированная дорога, раненый зверь, некошеный луг, маринованные грибы, решённый пример, топлёное молоко, жареный лещ, жаренный в масле, раненный в ногу.

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в причастиях.

• Разберите по составу причастия: невспаханное, неотправленное, засыпана.

III

Вдохновенно говорить, самоотверженно служить Родине, восторженно улыбаться, поступить необдуманно, облегчённо вздохнуть, говорить путано, взглянуть растерянно, неожиданно оступиться, медленно возрождаться.

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в наречиях.

• Определите способ образования наречий: медленно, облегчённо.

• Разберите по составу наречия: необдуманно, самоотверженно.

Объяснительные диктанты

I

1) И у самого длинного дня есть конец. 2) Соломенный мир лучше железной драки. 3) Ветреного человека и в тихую погоду узнать можно. 4) Осанка львиная, а ум куриный. 5) Желанная работа светлее солнца. 6) Бережёная посуда два века стоит. 7) Раненый медведь — опасный зверь. 8) В заброшенном саду сорнякам привольно. 9) Испуганный зверь далече бежит. 10) Что отложено, то потеряно. 11) Что медленно разгорается, то жарче горит. 12) Мастерство приобретается постепенно. (Пословицы)

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в записанных предложениях.

• Укажите части речи в предложении 3.

• Подчеркните грамматическую основу в предложениях 2, 4, 10.

Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

• Как вы понимаете смысл пословицы: “В заброшенном саду сорнякам привольно”? Когда её уместно употребить?

II

1) В окна, занесённые снегом, едва-едва брезжит утренний свет. (В. Дмитриева) 2) В лощине между двумя длинными холмами виднелись соломенные крыши большого села, разбросанного на скате. (К. Ушинский) 3) В прозрачном холоде заголубели долы, отчётлив стук подкованных копыт, трава поблёкшая в расстеленные полы сбирает медь с обветренных ракит. (С. Есенин) 4) Что за утро! Серебряный иней на зелени луга лежит. (И. Никитин) 5) Берега, обозначавшие прежнее русло, теперь заполнены были смытым песком. (В. Песков) 6) А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней. (С. Есенин) 7) Оловянные лужи мерцают у дачных оград. (В. Шефнер) 8) Небо было горячее, ветреное, яркое, как синька. (В. Катаев) 9) Пусть будет у меня хороший, смышлёный сынишка. 10) Мир в этот предрассветный час был несказанно хорош. (А. Мусатов) 11) На диване лежал свитер, вязанный бабушкой Катей.

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в записанных предложениях.

• Найдите в записанных предложениях частицы, обозначьте их разряд. Расскажите о роли частиц в предложениях.

• Проведите морфологический разбор слова несказанно из предложения 10.

• Найдите в предложении 3 слово, в котором происходит озвончение глухого согласного. Объясните причину данного фонетического явления. Объясните правописание приставки в слове. Какие ещё орфограммы иллюстрирует данное слово?

• Проведите синтаксический разбор предложения 5. Расскажите о синтаксической роли полных и кратких причастий.

III

1) Смугловатое лицо Нагульнова было бледно, собранно. — Нашим классом было собрано семь ящиков яблок. 2) Петя напряжённо всматривался в пустую степь. — Лицо отца было напряжено. 3) Собрание прошло организованно. — Собрание было хорошо организовано. 4) В нашем городе образована народная дружина. — Молодёжь хорошо образованна. 5) Мы действовали согласованно. — Расписание поездов согласовано с движением речного транспорта. 6) Наше внимание было сосредоточено на работе. — Мальчик сидел, сосредоточенно устремив в окно внимательные глаза.

• Объясните правописание сопоставимых словоформ разных частей речи.

Выборочный диктант

I

• Выпишите из предложений слова с Н, НН в четыре столбика: 1) отымённые прилагательные; 2) отглагольные прилагательные; 3) причастия; 4) наречия. Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в словах.

1) Попало зёрнышко под кованый жернов. 2) Желанные вести — мил гонец. 3) Озабоченное сердце редко шутит. 4) Выстраданное счастье крепче. 5) Что написано пером, того не вырубишь топором. 6) Бранное слово на гнев наводит. 7) Мужественный пеняет на себя, а не на товарища. 8) Молодой дружок, что весенний ледок. 9) Что медленно разгорается, то жарче горит. 10) Всякому человеку свойственно ошибаться.

(Пословицы)

• Допишите в каждый столбик по три своих примера.






Для любых предложений по сайту: [email protected]