Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами выражения обстоятельств, видами обстоятельств по значению; обучения нахождению в предложении обстоятельства, использованию их в речи |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного, языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для распределительного диктанта; таблица “Обстоятельство”; материал для записи под диктовку; предложение для редактирования |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
||
II. Проверка усвоения темы “Приложение”. Распределительный диктант |
Задание: распределить предложения с приложением в два столбика - с дефисом и без него. 1. Чижа захлопнула злодейка-западня. 2. Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя. 3. Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик. 4. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы. 5. По реке плыли красавцы лебеди. 6. Цветок ромашка очень распространен в нашей местности. 7. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники |
Делят тетрадный лист на два столбца; записывают предложения под диктовку, распределяя их в соответствии с заданием |
Осуществляют контроль и оценку учебных действий, логические действия. Адекватно реагируют на оценку сверстников и учителя |
||
III. Актуализация опорных знаний |
- Запишите в столбик словосочетания: бежит с горы; выехал вчера; сломаться из-за старости; зашел поговорить; идти гуськом. - Докажите, что это словосочетания. - Обозначьте главное и зависимое слова. Задайте вопрос от главного слова к зависимому и подпишите его рядом в скобках. - Составьте с данными словосочетаниями предложения |
Записывают словосочетания. Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. - В словосочетаниях слова связаны между собой, есть главное и зависимое слова. - Графически обозначают главное и зависимое слова, записывают в скобках вопрос. Составляют предложения, записывают их |
Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия |
||
IV. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. 2. Фронтальная работа. 3. Игра “Редактор”. 4. Закрепление изученного материала |
- Прочитайте теоретический материал на с. 87 учебника. - Что такое обстоятельство? - На с. 87, 89-91 найдите виды обстоятельств. - В составленных предложениях с данными словосочетаниями подчеркните обстоятельства. Определите вид обстоятельства в каждом предложении. Каких видов обстоятельств нет в предложениях? Дает задание выполнить упр. 155. - Исправьте ошибку: Благодаря сильным морозам, посевы озимой пшеницы погибли. - Сравните исправленное предложение с предложением: Слава выглянул из-за дерева. Чем отличаются словосочетания с предлогом из-за? - В каком предложении существительное, употребленное с предлогом из-за, может быть и дополнением, и обстоятельством? Прочитайте теоретические сведения на с. 92. Дает задание выполнить упр. 154 |
Читают теоретические сведения. Находят ответы на вопросы учителя. - Обстоятельства места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки. Работают с составленными ранее предложениями. Подчеркивают обстоятельства, определяют их вид, при необходимости пользуются учебником. Замечают, что в примерах нет обстоятельств условия и уступки. Списывают текст упражнения, расставляют недостающие знаки препинания, находят обстоятельства условия, выделяют их графически, обозначают слова, от которых они зависят. Отмечают, что употребление слова благодаря в этом контексте неуместно. Заменяют предлогомиз-за. Записывают верный вариант. Сравнивают предложения. Приходят к выводу, что в первом случае сочетание с предлогом из-за обозначает причину, а во втором - место. Отмечают, что значения дополнения и обстоятельства места в некоторых сочетаниях могут совмещаться. Списывают текст упражнения, вставляя пропущенные буквы. Графически выделяют обстоятельства и слова, от которых они зависят; записывают вопрос, указывают вид |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: ответов сверстников, уточнений учителя, сведений из таблицы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия, контроль и оценку учебных действий, логические действия. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, дополнений и уточнений учителя. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия |
||
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Опираясь на таблицу, расскажите все, что узнали об обстоятельстве: |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Принимают и сохраняют учебные задачи |
||
Вопрос |
Способ выражения |
Примеры |
|||
Вопросы наречия (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? сколько?) |
1. Существительное в косвенном падеже. 2. Наречие. 3. Н. ф. глагола. 4. Деепричастие или деепричастный оборот |
1. Глядел с любопытством. 2. Ехал быстро. 3. Вышел освежиться. 4. Шел подпрыгивая |
|||
Домашнее задание: § 27, упр. 158 |