Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Цель урока: углубление понятия «прямая речь», выработка навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях.
Методические приемы: повторение, объяснение учителя, работа со схемами и таблицей, выразительное чтение.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Словарный диктант:
Колорит, зодчество, апофеоз, информация, монумент, воображение, талантливый, секретарь, стипендия, митинг, депутат, диплом, постамент, пьедестал, каникулы, сезон, фантазия, информировать.
II. Слово учителя
Способов передачи речи довольно много. Это, во-первых, предложения с прямой речью. Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал.
Уточним. Во-первых, воспроизвести можно не только слова, но и мысли: Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей.
Во-вторых, выражение «чужая речь» условно. И сам говорящий может воспроизвести свою речь. Например: Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос».
Можно использовать косвенную речь. Например: Я попросил, чтобы учитель повторил вопрос.
Эту же информацию можно передать предложением с дополнением: Я попросил учителя повторить вопрос.
Обратимся сначала к уже знакомой вам прямой речи.
III. Повторение
— Вспомните, что такое прямая речь? Приведите примеры предложений с прямой речью.
— Как называются слова говорящего (пишущего)?
— Как ставятся знаки препинания при прямой речи?
IV. Работа с учебником
Прочитайте § 35, найдите новую для вас информацию о прямой речи и знаках препинания при ней.
V. Составление таблицы «Схемы предложений с прямой речью»
Выполняем таблицу на доске и в тетрадях.
Схемы |
Примеры |
А: «П». |
Фотограф пошутил: «Сейчас вылетит птичка». |
А: «П!» |
Прозвучала команда: «На старт!» |
А: «П?» |
Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?» |
«П», — а. |
«Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася. |
«П!» — а. |
«Внимание!» — вдруг раздался голос из динамиков. |
«П?» — а. |
«Который час?» — спросил прохожий. |
«П, — а, — п». |
«Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать». |
«П! — а. — П». |
«Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал». |
«П? — а. — П». |
«А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше». |
«П, — а. — П». |
«Моя работа кончена, Паоло, — сказал он мне однажды.— Береги себя и возвращайся домой». |
Комментарий к таблице. Можно попросить учеников устно привести свои примеры на разные случаи предложений с прямой речью. Добавим, что этими схемами не исчерпываются варианты таких предложений. Например, восклицательный и вопросительный знаки могут стоять в обеих частях прямой речи, разорванной словами автора.
Понаблюдаем, какие глаголы со значением речи и мысли встретились в примерах. Добавим другие примеры.
VI. Тренировочные упражнения
Упр. 392 — устно; выразительное чтение; составление схем предложений — письменно.
Упр. 393 (I) — письменно. Предварительно прочитать предложения, соблюдая правильную интонацию, ответить на вопрос упражнения.
Домашнее задание
§ 35, упр. 393 (II); придумать примеры к схемам таблицы.