Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Однородные и неоднородные определения - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Цель урока: углубить представления учеников об однородных членах, закрепить навыки узнавания их в тексте, графического их изображения; научить различать однородные и неоднородные определения; показать синтаксическую роль определений-эпитетов.
Методические приемы: выборочный диктант, объяснения учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Выборочный диктант: записать существительные в три столбика — по числу склонений.
Шампунь, ходьба, сельдь, Суздаль, юноша, сабля, удаль, помощь, судья, задира, май, тюль, чушь, реванш, неприязнь, зодчество, пьеса, корысть, иней, галерея, акварель.
1-е склонение |
2-е склонение |
3-е склонение |
Судья |
Шампунь |
Сельдь |
Задира |
Суздаль |
Удаль |
Галерея |
Май |
Помощь |
Пьеса |
Тюль |
Чушь |
Ходьба |
Реванш |
Корысть |
Юноша |
Зодчество |
Неприязнь |
Сабля |
Иней |
Акварель |
II. Проверка домашнего задания
1. Связный рассказ об однородных членах предложения. Дополнения класса.
2. Упр. 262: 1) взаимопроверка; 2) пересказ текста; 3) выделение однородных членов предложения; 4) объяснение значений выделенных слов.
Комментарии учителя
1. Обратить внимание на предложение с рядами однородных членов и повторяющимся союзом «и»: Поэтому художникам, резчикам, скульпторам заказывали и дорогие оклады икон и книг, и роспись интерьеров, домашней утвари и т. п. Союз «и» повторяется в ряду однородных дополнений: заказывали (что?) и оклады, в роспись, поэтому они разделены запятой. Каждое из этих дополнений, в свою очередь, имеет при себе ряд однородных дополнений. В первом дополнения соединены союзом «и»: оклады (чего?) икон и книг; во втором — интонацией перечисления и союзом «и»: роспись (чего?) интерьеров, домашней утвари и т.п.
2. Значения выделенных слов:
Интерьер — внутреннее убранство помещения.
Утварь — предметы обихода.
Братина — 1) старинный большой шаровидный сосуд, в котором подавались напитки для разливания по чашам при питье вкруговую; 2) большая общая чаша для питья вкруговую.
Гравёр — мастер резьбы по металлу, дереву, кости.
III. Изучение темы «Однородные и неоднородные определения»
1. Анализ предложений.
В упражнении 264 найдем определения и постараемся почувствовать разницу между ними. Заметим, что во 2-ом и 4-ом предложениях отсутствует перечислительная интонация между определениями: упорный осенний; тихое летнее.
2. Объяснение учителя.
Однородные определения мы произносим с перечислительной интонацией, можем вставить между ними союз «и»: серые и карие глазки, карие и синие; сдержанный и неясный шепот. В случае неоднородных определений непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое — к словосочетанию, образованному определением и существительным. При этом перечислительная интонация отсутствует: осенний дождь (какой?) упорный; летнее утро (какое?) тихое. Обратим внимание, что ближайшие определения (осенний, летнее) — относительные, а другие (упорный, тихое) — качественные. Они характеризуют предмет с разных сторон.
3. Чтение теоретического материала учебника на с. 117.
Вопрос на усвоение материала:
— В чем особенность определений-эпитетов?
4. Тренировочные упражнения.
Выполним устно упр. 265, 266; выборочно запишем предложения с однородными и неоднородными определениями.
Упр. 267 — письменно. Схемы выполним на доске и в тетрадях.
Ответы. Предложения с однородными определениями: 1, 3, 4, 9, 10; с неоднородными определениями: 2, 5, 6, 7, 8, 11.
Домашнее задание
§ 26 (с. 117), упр. 268, 269 (1-е части — первый вариант; 2-е части — второй вариант).