Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Назывные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - ПОДЛЕЖАЩИМ
Цель урока: дать понятие о назывные предложениях; показать их значение, сферу их употребления; развивать речевую культуру учеников.
Методические приемы: анализ сочинений, работа с поэтическим текстом, составление плана, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Анализ творческих работ
Читаем и анализируем 2-3 сочинения. Отметим те, в которых передано настроение картины Юона и подобраны стихотворения, рисующие средствами поэзии картину весны.
II. Проверка домашнего задания
Слушаем варианты ответов (упр. 240):
Начало рассказа «Зимним утром»
Воскресным зимним утром не хочется рано вставать. Проснувшись, лежишь в постели и следишь, как постепенно проникает в окно зимний рассвет. Постепенно светлеет, становится легко на душе. Думаешь: ну, хватит валяться!
Начало рассказа «Летний вечер»
Летним вечером хорошо посидеть у реки, посмотреть, как садится солнце, как тает оно, как меняет цвет. Тихо. Облака окрасило немыслимыми цветами. Интересно следить, как меняется на глазах форма и цвет облаков. Но вот смеркается...
Начало рассказа «Осень в лесу»
Осенью в лесу особенно хорошо. Воздух прозрачный, чистый. Еще тепло, но по утрам бывает прохладно. Осенняя свежесть бодрит, вливает новые силы. В ложбинках сыро, пахнет грибами, а на пригорках шуршат под ногами листья. Светло и радостно шагать по нарядному лесу.
Примечание. Отметить односоставные предложения, указать их тип.
III. Изучение темы «Назывные предложения»
1. Слово учителя.
Раз уж мы заговорили о пейзаже в живописи и в поэзии, попытались передать словами настроения, ощущения, которые вызывает у человека природа, обратимся к еще одному пейзажу, изображенному К. Д. Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное»:
Аллеи рек. Зеркальности озер.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка — страшный темный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошел в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
Запишем стихотворение (учитель открывает записанное на доске стихотворение, ученики переписывают его в тетради) и отметим грамматические основы предложений.
— Чем выражены основы в большинстве предложений? (Подлежащими.)
— Какое значение придают стихотворению подлежащие? (В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении к «целому миру», «мельканью дней».)
2. Выполнение упражнений.
Упр. 241. Подчеркнем, что во всех предложениях выражается настоящее время.
3. Определение назывных предложений.
Самостоятельное изучение статьи учебника (с. 106-107), составление плана в форме вопросов. Например:
1) Что такое назывные предложения?
2) Какое время выражают назывные предложения?
3) В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение?
4) Где и с какой целью употребляются назывные предложения?
4. Тренировочные упражнения.
Упр. 242 — устно, «по цепочке».
Упр. 243 — разобрать устно, выполнить письменно. Не забыть сделать фонетический и морфологический разбор слов.
Упр. 244: написать небольшое сочинение, началом которого послужит один из данных вариантов. (Сочинение можно писать по вариантам или по выбору учеников.) Прочитаем, что получилось (по 1-2 человека от каждого варианта читают сочинения).
Домашнее задание.
§ 24, упр. 245 — письменно.