Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Определение - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: расширить представления учеников об определении; дать понятие о несогласованном определении, о синонимии определений разного вида.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, составление плана.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Сделать фонетический разбор слов пейзаж, пьеса (по вариантам).
II. Проверка домашнего задания
1. Теоретические вопросы:
— Как отличить инфинитив-дополнение от инфинитива-сказуемого?
— Что называется прямым дополнением?
— Чем различаются прямые и косвенные дополнения?
— Расскажите о случаях замены формы винительного падежа прямых дополнений формой родительного падежа.
2. Проверка предложений, составленных учениками — «по цепочке».
III. Изучение темы «Определение»
1. Повторение изученного об определении.
— Что называется определением?
— Какими частями речи выражается определение?
— Какой способ связи характерен для словосочетаний с определениями?
Выполним устно упр. 171, 172; письменно — 175 (повторим правописание приставок и сложных прилагательных) и 176 (повторим правописание не с причастиями и случаи обособления причастных оборотов).
2. Объяснение учителя.
Нового в формулировке значения определения ничего нет: это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?
Новое касается способов выражения определения и способов связи в словосочетаниях с ним. Речь идет, прежде всего, о несогласованных определениях. Сравним словосочетания:
Сорок первая квартира, балконная дверь, в крутую гору;
Квартира сорок один, дверь на балкон, яйцо вкрутую.
Каждое словосочетание содержит определение. Возьмем вторую пару примеров. Какие вопросы можно задать от главных слов к зависимым? (Дверь какая? балконная; дверь какая? на балкон, дверь куда? на балкон.) Последний вопрос возможен, но он не выражает грамматического значения определения: главное слово не обозначает ни действия, ни признака, а значит, не обладает признаками обстоятельства. Мы рассматриваем подобные случаи как несогласованные определения.
— Какими способами могут выражаться несогласованные определения?
Наши примеры показывают, что это могут быть существительные, числительные, наречия. Кроме того, встречаются неделимые словосочетания: мальчик высокого роста, здание в девять этажей; местоимения: их парты, от ее слов, а также инфинитивы: желание победить, мечта встретиться.
IV. Тренировочные упражнения
1. Выполним упр. 173, устно комментируя предложения, обозначая согласованные и несогласованные определения.
2. Упр. 174: обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений (их грамматическое значение одинаково).
Дополнительные вопросы:
— Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно — согласованное или несогласованное? Добавьте к примерам упр. 174 свои примеры.
Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно: щавелевый суп — суп из щавеля; бежевый костюм — костюм цвета беж; клюквенный напиток — напиток из клюквы.
— Всегда ли возможна подобная синонимия?
Комментарий учителя
Нет. Некоторые несогласованные определения не могут преобразовываться в несогласованные. Например: ученики восьмого класса можно заменить лишь на слово восьмиклассники. Возьмем похожий пример: ученики первого класса. Если образовать от несогласованного определения согласованное, смысл изменится: первоклассные ученики — совсем не обязательнопервоклассники. Можно подобрать и другие подобные примеры, которые показывают, что с синонимией надо быть осторожнее.
V. Подготовка к изложению
На следующем уроке мы будем писать изложение по материалам упр. 178. Прочитаем текст упражнения, определим тему текста, тип речи. Дома вы составите план и устно подготовитесь к изложению.
Дополнительное задание: определить стиль текста. (Тема текста — ценность русского языка. Тип речи — рассуждение. Стиль — публицистический.)
Домашнее задание.
§ 17; упр. 177; 178 (подготовка к изложению).