Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Составное глагольное сказуемое
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске запись:
Капли дождя начали стучать по земле.
Медленно тянутся дни.
Солнце стояло над головой и жгло траву.
Воздух перестал струиться.
Учитель. Прочитайте предложения. Найдите в них общее.
Учащиеся характеризуют общие синтаксические признаки предложений.
Учитель. Расположите предложения в порядке увеличения в них количества членов.
Задание выполняется письменно в парах.
2. Повторение изученного
Учитель. Сравните между собой сказуемые написанных вами предложений. Найдите известный вам вид сказуемого и расскажите о нем.
Учащиеся выделяют простое глагольное сказуемое.
3. Определение темы и цели урока
Учитель. Назовите сказуемые в двух оставшихся предложениях. Обратите внимание, из скольких слов они состоят, какой частью речи выражены. В связи с этим скажите, как они могут называться и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В двух оставшихся предложениях сказуемые начали стучать и перестал струиться состоят из двух слов, выражены глаголами. Это составные глагольные сказуемые. Значит, тема сегодняшнего урока: Составное глагольное сказуемое.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
Цель урока: познакомиться с определением составного глагольного сказуемого; узнать, чем оно выражается; научиться отличать от других видов сказуемого.
4. Изучение нового материала
Учитель. Мы выяснили, что составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов. Проанализируйте еще раз предложения с составным глагольным сказуемым. Скажите, в какой форме глагола выражается его основное лексическое значение, а какой глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого?
Учитель при необходимости корректирует ответы учащихся. В результате формулируется определение составного глагольного сказуемого.
Учитель. Уточните, какие именно грамматические значения выражают вспомогательные глаголы.
Учащиеся сообщают о значении наклонения, времени.
Карточка 1
Музыкант продолжал играть.
Музыкант не мог играть.
Музыкант желал бы играть.
Учитель. Прочитайте предложения на карточке 1. Выделите вспомогательные глаголы составных глагольных сказуемых. Скажите, какие еще значения, кроме наклонения и времени, они могут выражать?
Учащиеся отмечают значение начала, конца действия.
Учитель. Скажите, какие глаголы часто употребляются в роли вспомогательных?
Учащиеся делают сообщение.
Учитель. Прочитайте предложения на карточке 2. Выделите в них сказуемые. Сделайте дополнительное сообщение о вспомогательном глаголе составного глагольного сказуемого.
Карточка 2
1. Мы рады с вами сотрудничать.
Мы должны с вами сотрудничать.
Мы готовы с вами сотрудничать.
2. Мы были бы рады с вами сотрудничать.
Учитель. Расскажите, что вы узнали сегодня о составном глагольном сказуемом.
5. Закрепление изученного
Упражнение 1
Ученый готов годами искать истину.
Звезды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать.
От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.
Однажды встретившись, мы не можем расстаться с произведениями искусства до конца жизни.
2 [ ] + 3 [ ]
Учитель. Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению, учитывая тему урока и используя формулу.
Нужно сгруппировать предложения в зависимости от слов, которые использованы в составном глагольном сказуемом. В первую группу включить предложения, в сказуемых которых роль вспомогательного глагола выполняет краткое прилагательное. Во вторую — предложения, в сказуемых которых имеется вспомогательный глагол.
Задание сначала выполняется коллективной, затем в парах с последующей проверкой.
Учитель. Назовите слова с орфограммами, которые встречаются в этих предложениях один раз.
Задание выполняется коллективно.
Учитель. Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.
Задание выполняется индивидуально.
Упражнение 2
I. Солнце приблизилось к горизонту.
Тучи покружились и медленно удалились.
Стучали ставни, ветер завывал в трубе.
II. Через некоторое время небо начало наливаться чистой и слабой синевой.
Жара понемногу начала спадать.
Это заставляло бледнеть и мужчин, и женщин, и детей.
Образец: Лекарственный дух степных растений поселился в комнате. Его не смог вытеснить даже запах отцветающих за окнами лип.
Учитель. Прочитайте предложения под цифрами I и II. Познакомьтесь с образцом. Установите, в какой смысловой связи находятся данные в нем предложения. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока.
В образце предложения находятся в причинно-следственной связи. Значит, из предложений I и II нужно составить пары с таким же видом связи. Выделить в них сказуемые.
Задание выполняется в парах или группах.
Учитель. Назовите орфограммы, которые имеются в словах составных глагольных сказуемых. Предварительно их сгруппируйте.
Задание выполняется коллективно.
Учитель. Выделите из предложений слова, в которых буква о выполняет разные функции.
В слове небо буква о является окончанием; в слове медленно — суффиксом; в слове горизонту — непроверяемой безударной гласной в корне; покружились — безударной гласной в приставке.
Упражнение 3
Учащимся предлагается репродукция картины «Тройка». Проводится краткая беседа о художнике В. Перове, о П. М. Третьякове и Третьяковской галерее. После этого школьники знакомятся с текстом.
Однажды к Перову тихонько постучали. Он увидел на крыльце бледную усталую крестьянку. Она робко протянула ему в качестве подарка узелок с яйцами и заплакала: «Сыночек-то мой...».
Умер ее сын, с которого Перов несколько лет назад писал известную картину «Тройка». Мать, продав все, пришла купить эту картину.
Перов решил, что он должен отвести мать в Третьяковскую галерею, где к тому времени находилась картина, купленная известным собирателем Третьяковым. Едва вошли в зал, в котором была картина, женщина, увидев родного сына ахнула и упала на колени. Прийдя в себя, мать стала рассматривать картину.
Бедно одетые дети тянут тяжелые сани. Впереди Вася. У него бледное усталое лицо, мы словно чувствуем его прерывистое дыхание. Долго мать не могла налюбоваться любимым сыночком. Потом сказала Перову, что она довольна встречей с сыном. Художник не мог быть взволнован. Его работа помогла смягчить материнское горе.
Учитель. Прочитайте текст. Рассмотрите формулу. Сформулируйте задание к упражнению.
Из исходного текста нужно исключить предложения с простым глагольным сказуемым. Написать сжатый текст.
Учащиеся подчеркивают составные глагольные сказуемые.
Учитель. Добавьте к группам с орфограммами, выделенными в предыдущем упражнении, новые группы слов. Напоминаю, что группы формируются из слов, входящих в составное глагольное сказуемое.
6. Итог урока
Учитель. С каким видом сказуемого вы познакомились на сегодняшнем уроке? Расскажите все, что вы узнали о составном глагольном сказуемом.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность учащихся на уроке.