Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Обособленные члены предложения (закрепление)
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске (или карточках) запись:
Части дерева закругленные снаружи и выдолбленные изнутри называются баклушами.
Дон Кихот герой одноименного романа испанского писателя Сервантеса начитавшись старинных рыцарских романов и вообразив себя странствующим рыцарем ведет бессмысленную борьбу с кажущимся злом.
Всякую работу связанную с изготовлением из осины вещей для домашнего обихода крестьяне считали пустячным легким делом не требующим мастерства.
Он например сражается с ветряными мельницами приняв их за великанов.
Сражаться с ветряными мельницами означает
От этого и пошло выражение бить баклуши, то есть
Учитель. Прочитайте предложения. Составьте из них два текста о происхождении фразеологических оборотов. Предложения для текстов выбирайте по смыслу и по виду имеющихся в них обособленных членов. Поставьте недостающие знаки препинания.
Учащиеся выполняют задание по вариантам.
Дополнительные задания:
1. Назовите синтаксическую конструкцию, состоящую из одного слова.
2. Расскажите о написании слов с орфограммой в суффиксе, предварительно сгруппировав их.
3. Выполните синтаксический разбор предложения, в котором есть обособленный уточняющий член.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Вспомните синтаксический признак, с помощью которого вы распределяли предложения на два текста. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Мы распределяли предложения, ориентируясь на обособленные члены предложения. Значит, тема сегодняшнего урока: Обособленные члены предложения.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Учитывая, что с темой урока мы уже знакомы, поставьте его цель.
Цель урока: повторить изученный материал об обособленных членах предложения; учиться находить и использовать их в устной и письменной речи.
3. Повторение изученного
Учащиеся составляют сообщение по вопросам:
1. Что такое обособленные члены предложения?
2. Какие члены предложения могут обособляться?
3. В чем сходство и различие обособления обстоятельств, определений и приложений?
Учитель выбирает лучшее сообщение.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
1. 1. Теперь веревку и канаты делают на фабриках. Совсем недавно это был кустарный промысел. Целые села занимались им. На улицах стояли столбы с крючьями. От них канаты тянулись к деревянным колесам. Их вращали бегая по кругу лошади. Все эти приспособления кустарей канатчиков назывались просак. Нужно было внимательно следить, чтобы не зацепить за жгут туго свертывающийся в просаке. Одежда попавшая в просак будет порвана, а человек — изувечен.
Отсюда и пошло выражение попасть впросак то есть запутаться очутиться в трудном положении.
2. Гекуба действующее лицо греческой мифологии жена троянского царя. Счастливая мать девятнадцати сыновей она стала затем несчастной женщиной. Все ее сыновья погибли под стенами Трои осажденной греками. Погиб ее муж. Сама Гекуба была взята в плен. Гекуба образ страдалицы использованный в трагедии Шекспира «Гамлет».
Выражение что ему Гекуба? Закрепилось в языке в значении «бесчувственное отношение к страданиям других».
II. 1. Счастье ваше, что помог вам идиотский случай, не то сидели бы вы за решеткой и напрасно ждали бы от меня передачи. Я вам передачу носить не буду — имейте это ввиду. .
Вы мне в конце концов ни мать, ни сестра.
(И. Ильф и Е. Петров)
2. Петя понял, что : никакой тайны у Гаврика разумеется не было, а он только хотел над ним посмеяться.
(В. Катаев)
Учитель. Продолжим разговор об обособленных членах предложения и знакомство с происхождением некоторых фразеологических оборотов. Прочитайте тексты под цифрой I и отрывки из произведений под цифрой II. Сформулируйте задание к упражнению.
Учащиеся высказывают варианты заданий. Например: к каждому тексту под цифрой I нужно подобрать подходящий отрывок из произведения, в котором употреблен соответствующий фразеологический оборот. Задание выполняется устно.
Учитель. Напишите текст, в котором пропущено большее количество знаков препинания.
Учащиеся выполняют задание.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Проанализируйте без записи второй текст. Укажите в нем знаки препинания, которые выделяют синтаксические конструкции, отсутствующие в первом тексте.
2. Назовите из первого текста слова с такими же орфограммами, которые имеются в словах неопределенно-личного предложения.
3. Найдите слово, в приставке и корне которого одинаковое количество букв. Вспомните, как называется языковое явление, которое произошло в корне этого слова.
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Познакомимся с новым словарным словом. Для этого вновь поработаем с фразеологическими оборотами. Прочитайте запись:
голубая кровь
поедом есть
сорвать маску
одного поля ягода
играть на нервах
заячья душа
намылить голову
Соедините буквы, с которых начинается корень первого слова каждого фразеологического оборота. Назовите новое словарное слово.
Это слово героизм.
Учитель. Сформулируйте лексическое значение слова героизм. Героизм — это проявление большой храбрости, доблести, самоотверженности.
Учитель. Расскажите о написании слова героизм. Охарактеризуйте его как часть речи. Представьте морфемный состав. Учащиеся выполняют задание.
6. Тренировочные упражнения (продолжение)
Упражнение 2
У древних греков и римлян был обычай, ... ... ... (венчать лаврами) людей, ... ... ... выдающихся художников, поэтов. Когда эти прославленные люди умирали, о них говорили, что они почили на лаврах.
Потом выражение почивать на лаврах стали применять, ... ... ... в частности, иронически, насмешливо. Это касалось людей, ... ... ... и ... ... ... .
↑
Не менее трех видов обособленных членов предложения.
Учитель. Работу со словом героизм мы продолжим, выполняя следующее упражнение. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению так, чтобы оно соответствовало теме урока и теме словарно-орфографической работы.
Нужно восстановить текст, включив вместо многоточия три вида обособленных членов предложения. В одном из них должно быть новое словарное слово.
Учащиеся выполняют задание устно. Возможный вариант восстановленного текста:
У древних греков и римлян был обычай, предусматривающий награждение лавровыми венками (венчать лаврами) людей, проявивших героизм, выдающихся художников, поэтов. Когда эти прославленные люди умирали, о них говорили, что они почили на лаврах.
Потом выражение почивать на лаврах стали применять, изменив его смысл, в частности, иронически, насмешливо. Это касалось людей, успокоившихся на достигнутом и не стремящимся дальше вперед.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Выделите каждое предложение текста по самостоятельно найденному синтаксическому признаку.
2. Расскажите о написании слов с орфограммами, которые не упоминались на сегодняшнем уроке.
3. Найдите слово, противоположное по своему звуковому составу слову людей.
7. Итог урока
Учитель. Скажите, с какими обособленными членами мы работали на сегодняшнем уроке. Выделите наиболее сложные для всех случаи их обособления. Найдите или составьте примеры на эти случаи.
Оценивается деятельность школьников на уроке.