Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Неполные предложения
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске запись:
Возможное сделает каждый, невозможное — только отважный.
Неумелый надеется на других, умелый — на себя.
Дерево славится плодами, а человек — трудами.
Работящий приносит пользу всем, ленивый — никому.
Учитель. Прочитайте предложения. Найдите в них общее. Напишите эти предложения, учитывая, какой частью речи выражается в них подлежащее. Части речи должны следовать в порядке их изучения.
Учащиеся записывают предложения, выделяя подлежащее и сказуемое.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Скажите, какой член предложения опущен во второй части сложных предложений. Подумайте, как можно назвать предложение (полным или неполным), в котором пропущен какой-либо член, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Учащиеся высказывают свои мнения. Учитель при необходимости оказывает им помощь. Тему урока записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: познакомиться с определением, спецификой составления и употребления неполных предложений; учиться выделять их в речи.
3. Изучение нового материала
Учитель. В нашей речи употребляются и полные, и неполные предложения. С некоторыми примерами неполных предложений вы уже познакомились. Предлагаю рассмотреть следующие:
Не бойся, мальчик, я хочу тебе помочь. Не будешь бояться?
(М. Пришвин)
Ищу место, да не сразу хорошее найдешь.
(Г. Федосеев)
Учитель. Прочитайте эти предложения. Найдите неполные. Определите, какой член предложения пропущен в каждом из них. Сформулируйте определение неполного предложения.
Учащиеся высказывают свои варианты, учитель уточняет и корректирует их.
Учитель. Подумайте, легко или трудно восстанавливаются в неполных предложениях пропущенные члены и почему так происходит. Чем может быть выражен пропуск членов предложения при произношении и на письме?
Учащиеся анализируют примеры и отвечают на вопрос.
Учитель. Где встречаются неполные предложения? Обобщите материал о неполных предложениях.
Школьники знакомятся с соответствующим параграфом учебника.
4. Закрепление изученного
Упражнение 1
1. Люди любят рассуждать о счастье, никто не знает, что самое большое счастье — в понимании.
(К. Паустовский)
2. Я люблю тяжелую густо-меловую влагу Средиземья. И несказанно густую ляпис-лазурь океана.
(Б. Лавренев)
3. На мне ни рубашки ни фуфайки ни сапог.
(Г. Федосеев)
4. «Сашенька, — говорит она печально, — вставай, голубчик! В гимназию пора».
(А. Чехов)
5. «Вы знаете, как это называется?» — спросил меня Юрик и показал на песчаную рябь. «Нет, не знаю».
(К. Паустовский)
6. В природе какая-то необыкновенная свежесть и от этого на душе легко.
(Г. Федосеев)
Учитель. Познакомьтесь с записью. Сначала выпишите из нее части с неполными предложениями, в которых опущены главные члены, а затем — неполные предложения, в которых пропущены второстепенные члены. Выделите грамматические основы. Поставьте недостающие знаки препинания.
Учащиеся выполняют задание сначала совместно с учителем, затем в парах.
Задания к упражнению:
1. Укажите предложения, в которых запятые выполняют одинаковую функцию.
2. Расскажите о написании слов в неполных предложениях, сгруппировав их по орфограммам. Начните ответ с группы, к которой относится большее количество слов.
Упражнение 2
I. Она поднялась и пошла к выходу; он пошел за ней.
(А. Чехов)
Люблю небо, траву, лошадей, а больше всего люблю море.
(Б. Лавренев)
Вот этот сок нужен липе, тот нужен ландышу, тот нужен сосне, а тот нужен папоротнику или дикой малине.
(А. Куприн)
Локотки ее делались все острее, пальцы делались тоньше
(К. Федин)
В одной руке он держал удочку, а в другой держал кукан с рыбешкой.
(В. Солоухин)
II. Привольем пахнет дикий мед,
Пыль — солнечным лучом,
Фиалкою — девичий рот,
А золото — ничем.
Водою пахнет резеда
И яблоком — любовь,
Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь...
(А. Ахматова)
Учитель. Прочитайте строки стихотворения Анны Ахматовой. Найдите в них неполные предложения. Установите причину постановки в них тире. Подумайте, что необходимо сделать со строками разных авторов, данных в первой части упражнения, чтобы они соответствовали оригиналу и теме урока.
Во второй части каждого предложения необходимо убрать повторяющееся сказуемое, вместо него поставить тире. В этом случае получатся неполные предложения.
Учащиеся выполняют задание сначала устно, затем письменно. Повторяют материал о неполных предложениях.
Задания к упражнению:
1. Составьте орфографическую цепочку, включив в нее по два слова из каждого предложения с одинаковой орфограммой. От предложения к предложению орфограммы не должны повторяться. (Задание выполняется индивидуально. Один из вариантов:
2. К слову море добавьте еще три слова так, чтобы в каждом последующем было на одну морфему больше. (Возможный вариант: .)
Упражнение 3
Снега. Снега. Земля покрыта белыми, как черемуховый цвет, снегами. Снегами затоплены поля и луга. Белой простыней закрылась река. Снега лежат на крышах домов, на ветвях деревьев.
Снегами освещается день. Светят они и в тусклой морозной ночи. Снег озими укрывает, бережет. Не дает промерзнуть корням деревьев. Снег зверя укроет, птицу приютит. Встал на лыжи и покатил в лес. Еду не спеша. Проеду десяток метров, остановлюсь и гляжу вокруг. Вот сосна, рослая, стремительная, меднокорая. На ее стволе солнечные блики и трепетные тени от соседки-березки. А наискось от сосны растет ель. Ель — модница, в белой снежной шали, вместо кистей — еловые шишки.
Деревья не шелестят ветками, как бы дремлют. А это что за белый холм? Муравейник. Чуть-чуть коснулся белого холма палкой. Хозяев не видно. А где же они? Глубоко-глубоко внизу. Видимо спят. Я еду дальше.
[ П ]. → [ Н ].
Учитель. Прочитайте текст. Обратите внимание на схему. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока.
Нужно написать текст, заменив в нем подчеркнутые полные предложения на неполные. Найти в первоначальном тексте неполные предложения. Выделить грамматическую основу.
Учащиеся выполняют задание в группах или парах.
Задания к упражнению:
1. Укажите синтаксические конструкции в первых трех абзацах текста, которых нет в четвертом.
2. Сравните и обоснуйте постановку тире в последнем предложении третьего абзаца.
3. Продолжите составление орфографической цепочки, включая в нее по два слова из абзаца с одинаковой орфограммой и не повторяя те, которые были отражены во втором упражнении. (Возможный вариант: )
4. Выполните синтаксический разбор предложения с однородными членами.
5. Итог урока
Учитель. Расскажите все, что вы узнали о неполных предложениях.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.