Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ДИАЛОГ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Цели:
1. Понятие о косвенной речи.
2. Закрепление умения пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалогом.
3. Формирование умения преобразовывать прямую речь в косвенную.
Ход урока
I. Лингвистическая пятиминутка.
Выразительно прочитайте. Найдите правильный вариант ответа на вопрос: на месте каких цифр должны быть знаки препинания?
Молчи (1) коварный чародей (2)
Прервал (3) наш витязь (4) с Черномором (5)
С мучителем жены своей (6)
Руслан (7) не знает договора.
1) 2, 4, 6, 7; 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; 3) 1, 2, 4, 6; 4) 1, 2, 4, 5, 6.
Учитель: Запишите этот текст. Откуда он? (Из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».) Какие знаки препинания встретились в этом отрывке? (Запятые, тире, кавычки.)
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
Учитель: В поэме есть начало этого диалога. Если бы записывали его весь, изменились бы знаки препинания? (Да, но не все: вместо первых кавычек - тире для каждой новой реплики, которая записывается с новой строчки Последних кавычек нет.)
2. Упр. 329, сделанное карандашом.
III. Минутка этикета.
Упр. 333. Выразительное чтение: в 1-м примере - несоблюдение норм поведения при общении, во 2-м - неточное выражение мысли. Предложите свой вариант. Запишите.
IV. Изучение нового материала.
1. Исследование синтаксических конструкций
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о прямой речи, сегодня - об оформлении диалогов. Но есть ещё один способ передачи чужой речи - косвенная речь. Сравните два предложения на с. 192. Изменился ли смысл? (Нет, изменилось оформление мысли.) Прочитайте 1-й абзац § 38 и скажите, что различно в синтаксисе двух предложений. По материалам этого параграфа ответьте на вопросы:
• Какие союзы употребляются в предложениях с разной целью высказывания? (3-й абзац.)
• Может ли в предложении с косвенной речью быть знак вопроса?
• От чего зависит выбор местоимения и формы глагола? (Информация «Возьмите на заметку».)
2. Анализ синтаксических конструкций.
• Упр. 334 - устно по заданию.
• Упр. 335 - 1-е предложение на доске, 2 любых - самостоятельно.
• Упр. 338 - устно записать 2-3 предложения на выбор.
V. Домашнее задание:
устно упр. 332.