Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ. ТИПЫ РЕЧИ. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Цели:
1. Формирование умения определять типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений.
2. Формирования умения создавать свой текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Задание: соберите части предложений так, чтобы получилось правильное утверждение.
Описание - тип речи, для которого характерен рассказ о последовательных событиях.
Повествование - тип речи, в котором говорится о причинах, свойствах явлений.
Рассуждение - тип речи, при котором текст отвечает на вопрос «какой?», то есть рассказывает об одновременных признаках.
Учитель: Запишите одно из предложений, прокомментируйте знаки препинания, каким типом речи вы сейчас пользовались. (Рассуждение.)
На вопрос, как отличать типы речи, можно напомнить о таком приёме, как фотографирование: при описании - один кадр, при повествовании - несколько, при рассуждении их нет.
II. Актуализация знаний. Создание своего текста определённого типа.
1. Беседа.
Учитель: Может ли быть общая тема у текстов разных типов речи? (Да.) Например? А основная мысль будет различаться? (Может различаться.)
Задание: составить рассказ из 3-5 предложений.
Тема может быть предложена учителем, может быть названа учащимися или выбрана из нескольких предложенных, например, море, берёза, лев и т. д. Тип речи используют тот, о котором писали, либо гот, о котором не писали, на усмотрение учителя
2. Докажите, что вы правильно определили тип своего текста.
1) Работа с учебной таблицей на с. 206.
Перечислите разновидности разных типов речи, приведите примеры. По данному вопросу нужно спросить как можно больше учащихся, чтобы проверить их готовность к самостоятельной работе.
2) Анализ схем на с. 208, упр. 356 устно.
а) Способ связи — последовательный, при помощи лексических средств («эта церковь»), 2-е и 3-е предложения - также лексический повтор + местоимение.
б) Параллельный способ связи, средство связи - местоимение («он», «ему», «его», «на нём»).
III. Самостоятельная работа.
1. Анализ задания к упр. 354.
Объясните алгоритм выполнения задания: прочитайте, карандашом разделите на части, определите типологию отрывков, как соединены,
2. Самостоятельная работа.
3. Проверка.
1-я часть - описание состояния человека (1-6-е предложения), 2-я часть - рассуждение-размышление + описание внешности человека (7-9-е предложения), 3-я часть - повествование (10-е предложение), 4-я часть - рассуждение- размышление (11-15-е предложения).
Таким образом, основной тип речи - рассуждение, но с элементами информационного повествования и описания состояния человека
4. Самостоятельная работа. Упр. 358.
1-й абзац - тезис рассуждения,
2-й абзац - рассуждение-размышление,
3-й абзац - информационное повествование,
4-й - повествование изобразительное + итог рассуждения.
IV. Подготовка к выполнению домашнего задания.
1. Анализ заданий к упр. 355, 357.
2. Предложить алгоритм работы.
V. Домашнее задание.
Упр. 355 к уроку 28.