Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Смысловые частицы - Частица - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: дать понятие о смысловых частицах; познакомить со значениями, которые выражают частицы; учить распознавать значения частиц; формировать умение отличать частицы от слов других частей речи; учить самостоятельно конструировать средства учебной деятельности.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Формирование интереса к художественному слову. Познавательные УУД. Извлечение информации. Создание собственных алгоритмов творческой деятельности. Ознакомительное чтение. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Один ученик рассказывает о формообразующих частицах, опираясь на свои примеры. Упр. 363 (по цепочке).
II. Освоение нового материала. Читают § 68. Просматривают слова в рамках, знакомятся с разнообразными частицами. Получают задание прочитать предложенный ниже текст, опознать частицы и определить их значение.
■ Вот зверь исступлённо застучал лапами о землю. Вот раздалось гулкое чавканье челюстей.
“Скорей же, скорей спасайся!” — сказал я себе и, прижимаясь к скользкому, глинистому обрыву, пополз над стремниной. Я мог бы сорваться и утонуть, но страх перед таинственным зверем придавал мне небывалую ловкость. Кое-как добрался я до палатки.
— Что с тобой? — всполошился Иван Иваныч. — Ты бледный, словно смерть!
— Там... — махнул я дрожащей рукой.
— Что там? — удивился он.
— Не знаю. Кто-то так страшно гавкает и роет землю.
— Да ведь это самый опасный зверь в сибирской тайге, — прошептал проводник. — Постараюсь обязательно добыть тебе на память клыки этого страшного хищника.
Немного спустя Иван Иваныч с ухмылкой подошёл к палатке, волоча на спине козла. Именно козла, ярко-рыжего, с белой подушкой у хвоста, с двумя изящными черноватыми рогами. Геологи весело подтрунивали надо мной. Да и сам я смеялся над забавной, нелепой своей трусостью пуще товарищей-шутников. (По П. Сигунову)
* Стремнина — место в реке, потоке с бурным стремительным течением; быстрина.
III. Активизация и закрепление изученного. Упр. 409, 410. Выполняют устно. Формы глагола в условном наклонении — было б, поскакал бы. Упр. 411. Комментированное письмо. Упр. 412. Обсуждение с последующим письменным выполнением. Упр. 414. Выполняют устно. Учитель отмечает разницу сфер употребления частиц именно (в художественной, деловой, научной речи) и как раз (в разговорной). Упр. 416. Письменное выполнение с предшествующим разбором. Упр. 417. Самостоятельная работа.
IV. Составление таблицы. Ученики получают задание самостоятельно продумать и записать систематизирующую таблицу (или схему) “Смысловые частицы”. Со стороны учителя требуются пояснения, что таблица нужна для целостного представления о многообразии значений смысловых частиц и эффективного запоминания этих значений. У столбцов должны быть заголовки. В качестве примеров используются слова в рамках к § 68—69. Запись может иметь вид классической таблицы или другой схемы в том виде, как она представляется учащимся.
V. Домашнее задание. § 68. Упр. 369. Доработка и оформление таблицы “Смысловые частицы”.