Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Непроизводные и производные предлоги - Предлог - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: дать понятие о производных и непроизводных предлогах; познакомить со способом образования производных предлогов; учить отличать производные предлоги от слов, являющихся самостоятельными частями речи; учить употреблять в речи сочетания с производными предлогами.
Личностные УУД. Осознание цели учебной деятельности. Познавательные УУД. Анализ объектов. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие со сверстниками в процессе учебной деятельности.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания. Упр. 335, 336 (двое учеников отвечают по записям в тетради).
II. Освоение нового материала. Дети получают задание назвать непроизводные предлоги (с, в, за) и предлоги, образованные от самостоятельных частей речи (вокруг, в целях, благодаря). Находят и называют самостоятельные слова, перешедшие из одной части речи в другую: учащиеся, прохожий. Наблюдают разницу написания слов и постановки знаков препинания в зависимости от принадлежности слова к разным частям речи. Записывают пары предложений в тетрадь.
■ 1) Поляна весёлых одуванчиков расстилалась вокруг. Бабушка любит прогуливаться вокруг дома.
■ 2) В дали огромного парка просматриваются размытые очертания какого-то старинного замка. Вдали виднеется небольшое озерцо.
■ 3) В течении реки есть крутой поворот. В течение учебного года приходится много трудиться.
■ 4) Благодаря прохожего за помощь, она сильно волновалась. Благодаря обстоятельствам он нашёл хорошую работу.
III. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 337. Комментированное письмо. Упр. 339. Самостоятельно с последующей проверкой. Упр. 340. Устно. Учащиеся уясняют официальный характер предлогов благодаря, согласно, вопреки и др. Конструируют и записывают предложения с этими предлогами и нейтральным предлогом из-за. Упр. 341. Самостоятельная работа. Предварительно обсуждается разница в значениях сочетаний за нами охотятся и на нас охотятся.
2. Творческий диктант. Дети составляют предложения со словосочетаниями, включающими самостоятельные части речи и производные предлоги.
■ 1) Средства, поступившие на счёт фирмы; узнать насчёт соревнований. 2) В место, кажущееся райским уголком; вместо благодарности. 3) В роде Пушкиных; постройка вроде башни. 4) Спешить на встречу с другом; навстречу другу. 5) Не смотря по сторонам; несмотря на непогоду.
IV. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— Какие предлоги относятся к непроизводным?
— Как образуются производные предлоги?
— Для чего нужно уметь различать самостоятельные части речи и производные предлоги?
— В каком падеже употребляются существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор? (В дательном.)
V. Домашнее задание. Урок 100. § 54. Упр. 338. Урок 101. Упр. 343.
Дополнительно: запомнить написание предлогов из творческого диктанта.