Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Мягкий знак после шипящих на конце наречий - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: познакомиться с правилом о написании мягкого знака после шипящих на конце наречий; учить писать наречия, оканчивающиеся на шипящие; вспомнить правила написания мягкого знака после шипящих в других частях речи.
Личностные УУД. Формирование нравственных оснований личности. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать в процессе учебной деятельности.
Ход урока
I. Словарный диктант. Ученики пишут под диктовку словарные слова.
II. Проверка домашнего задания. Упр. 283 (по цепочке).
III. Освоение нового материала.
1. Наблюдения над лингвистическим материалом. Дети читают предложения; устно объясняют наличие или отсутствие ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Ученики могут выполнять задание, опираясь на таблицу “Мягкий знак после шипящих ж, ч, ш, щ” в книге Л. А. Поникаровой “Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях” (М.: Просвещение, 2009).
■ 1) По воде побежала дрожь, а прибрежный камыш беспокойно зашуршал. 2) Белый гусь, поднявшийся на меня с шипением, был могуч, а ещё, по-видимому, вспыльчив и горяч. 3) “Легкомысленная ты птица! А ещё папаша. Нечего сказать, воспитываешь поколение!” — переругивался я с крылатым ворчуном. 4) Но ему приходилось защищать, беречь и стеречь гусят, оставшихся без матери. 5) Я едва успел набросить на себя плащ, как из-за туч прорвался холодный косой ливень. 6) Казалось, в туче образовалась брешь, как в распоротом мешке. 7) Если вовремя не укроешься, то градины иссекут беспощадно. 8) Расправив сильные крылья, отчаянно спасаешь пернатую молодёжь. Честь тебе и хвала, папаша! (По Е. Носову)
2. Упр. 288. Ученики читают в учебнике правило о написании мягкого знака после шипящих на конце наречий, затем выполняют задание устно.
IV. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 287. Комментированное письмо.
2. Объяснительный диктант. По ходу учитель напоминает о необходимости разграничивать наречия и краткие прилагательные, заканчивающиеся на шипящие. Правописание слов этих частей речи различается.
■ 1) Лошадь, убранная в праздничную яркую упряжь, неслась вскачь по арене, а казачонок Петя встал в седло и заплясал. 2) Мальчишка был охоч до отчаянного лихачества. 3) Он вдруг скользнул вниз, тонко вскрикнул и упал в седле навзничь. 4) Публика понимала, что циркач отыгрывает номер, но что-то уж очень долго. 5) Мальчик мгновенно подтянулся и, на скаку сделав сальто, умчался прочь. (По В. Великанову)
V. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— Как пишутся существительные, заканчивающиеся на шипящие?
— Какие формы глаголов могут заканчиваться на шипящие? Пишется ли ь в этих словах?
— Как различить наречия и краткие прилагательные, заканчивающиеся на шипящие?
— Как пишутся наречия, заканчивающиеся на шипящие? Назовите слова-исключения.
VI. Домашнее задание. § 46. Упр. 290. Заполнить таблицу примерами из упр. 289.