Буквы о и е после шипящих на конце наречий - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Буквы о и е после шипящих на конце наречий - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: познакомить с правилом написания о и е после шипящих на конце наречий; повторить написания о, е, ё после шипящих в разных частях речи; совершенствовать грамматические и пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Умение выполнять задания самостоятельно. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Систематизация знаний. Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной деятельности.

Ход урока

I. Орфографическая разминка. Ученики списывают с доски слова, вставляют нужную букву, вспоминают правила написания букв о, е, ё после шипящих в словах разных частей речи. Для систематизации знаний учащихся рекомендуется использовать распечатку таблицы “Правописание гласных о, е, ё после шипящих и ц” из книги Л. А. Поникаровой “Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях” (М.: Просвещение, 2009).

Забавная девч..нка, галч..нок выпал из гнезда, толченое стекло, следить за матч..м, тесная лавч..нка, жалкая душ..нка, порывы свеж..го ветра, главный дириж..р, причёсанный ухаж..р, гаш..ная известь, вкусная сгущ..нка, перч..ная туш..нка, детская рубаш..нка, короткие ш..рты, ровная ч..рточка, подавился лапш..й, шоколадные конфеты, мокрое ш..ссе, прож..рливая гусеница, ж..лтый крыж..вник.

II. Освоение нового материала. Учащиеся читают правило из § 42.

III. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа с учебником. Упр. 265. Комментированное письмо.

2. Объяснительный диктант. Учащиеся записывают несколько предложений по выбору учителя.

■ 1) Вышла Марья Мироновна в новой плюшевой шубе и в шали с розанами. (А. Н. Толстой) 2) Собака вытащила гнездо и барсучонка. (М. Пришвин) 3) Сани тихо бежали вчащах, опушённых, как белым мехом, инеем. (И. Бунин) 4) В тени он [лёд] синий, свинц..вый. (И. Шмелёв) 5) Потом издалека гнусаво запел рож..к. (И. Бунин) 6) Долго и напряжённо глядела Дашка на бегущие вагоны. (И. Бунин) 7) Стояли здесь когда-то снаряжённые в далёкий путь “лыцари”. (И. Бунин) 8) Был один из тихих, ясных зимних дней, когда при безветрии мороз обжигающе крепок. (Б. Полевой) 9) Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползёт к голове Рагима. (М. Горький)

IV. Тестовые задания.

1. В каком ряду во всех словах пишется буква о?

а) горяч.., хорош.., общ.., ещ..

б) ш..в, ш..рох, ж..лудь, крыж..вник

в) прыж..к, собач..нка, свеж.., плеч..

г) боч..нок, ч..тный, каблуч..к, овц..й

2. В каком ряду во всех словах пишется буква е/ё?

а) угрожающ.., зловещ.., ни при ч..м, свеж..

б) ч..ткий, ч..тки, освежающ.., умоляющ..

в) обж..ра, дириж..р, ухаж..р, заискивающ..

г) жж..т, ш..ссе, запрещ..н, манящ..

IV. Домашнее задание. § 42. Упр. 267.






Для любых предложений по сайту: [email protected]