Пейзаж на картине И. Попова Первый снег (дневниковая запись) - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Пейзаж на картине И. Попова Первый снег (дневниковая запись) - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: учить создавать рассказ от первого лица на основе увиденного пейзажа; познакомить учащихся с жанровой формой дневниковой записи; совершенствовать умение воспринимать образ в живописи; учить включать в основной текст сочинения свои фоновые знания (в данном случае — пословицу, поговорку).

Личностные УУД. Развитие нравственных и эстетических основ личности. Познавательные УУД. Извлечение информации. Умение создавать высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД. Владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Ход уроков

I. Мотивационное начало урока. Слово учителя. Дневники, как и письма, помогают человеку раскрыть себя. Дневники и переписка писателей, художников, учёных интересны широкому кругу читателей. Чем богаче внутренний мир автора, тем интереснее знакомиться с его эпистолярным творчеством.

В дневнике, как и в письме, можно рассказать о встречах и происшествиях в течение дня, можно делать замечания, записывать любопытные факты. Например, русский писатель Михаил Михайлович Пришвин 15 апреля 1914 года сделал такую запись: “На солнечных местах в бору вырастает звонкая сосна, и если из такой сосны построить дом и не заклеить его изнутри обоями, то звонкий лес будет всё передавать на улицу, что будет сказано в доме. Я поселился в таком деревянном доме и вовсе не знал, что он из звонкого леса”. Или запись от 2 июня 1914 года: “Домик Софьи Владимировны стоит на красивом местечке, на закате бывает очень там хорошо. Раз сюда заехал один француз, пошли гулять на закате и смотрят: он кому-то внизу аплодирует, пошли к нему и узнали, что французу солнце понравилось, солнцу аплодировал”. Если подробно записывать свои мысли и переживания, то тогда дневник становится документом человеческой души.

Дневники писателей издаются в виде отдельных книг. Но бывают такие дневники, которые в виде одной книги издать невозможно. М. Пришвин вёл дневники на протяжении пятидесяти лет, почти всю свою жизнь. По объёму они превышают даже 8-томное собрание сочинений писателя.

II. Работа с фрагментом дневника М. М. Пришвина.

Ученики читают текст, отвечают на вопросы:

— О чём текст? От чьего лица ведётся повествование? По каким признакам можно определить, что это дневниковая запись? (Текст о снежной зиме, которой автор удивляется и немного грустит из-за ограничения передвижения. Повествование ведётся от первого лица, от лица автора. В тексте использованы падежные формы личных местоимений — я, мне, мы. Обозначены дата и время суток. В дневниковой записи переданы личные впечатления, воспоминания, действия.)

— Чем дневниковая запись отличается от письма? (В дневнике отсутствует адресность. В письме человек делится с кем-то, пишет для кого-то; дневник ведёт для себя, стараясь быть честным с самим собой.)

■ 6 января. Зимний рассвет, строгий, красный, начался и не кончился. Солнце выбивалось, выбивалось, да так и не взошло, какая-то мгла затянула всё. Снег в эту зиму необыкновенный, будто сила необоримая. Давно того не было, бывали снега, помню я, бывали, да не такие. Хотели мы с хозяином один дубок посмотреть за баней, через дорогу недалеко, и не могли пройти, вернулись. А метели каждый день всё прибавляют, и кажется мне, что вот придёт день и не выйдешь из дому. Проснёшься — темно, окна засыпаны. Вокруг деревни вижу пустыню недоступную. <...> Следы заячьи, звериные, а человеческих нет и нет. (По М. Пришвину)

III. Работа по картине И. Попова “Первый снег”.

Слово учителя. Художник Игорь Александрович Попов жил в Москве, на Брянской улице. Вид из своего окна он и изобразил на картине “Первый снег”, удивляясь и радуясь впервые выпавшему снегу. Вам предстоит создать собственную дневниковую запись по этому пейзажу. Запись ведётся от первого лица, нужно выразить своё отношение к увиденному, поделиться в дневнике своими переживаниями, мыслями.

Отвечая на вопросы и работая над сочинением, ученики используют опорную схему 1 “Описание пейзажа, изображённого на картине”. Наблюдения удобно оформлять в виде таблицы.

Снег

Тротуар

Здания

Небо

Дерево

Персонажи







Беседа по вопросам.

— Что изображено на картине “Первый снег”? Какова тема? Какую мысль художник выразил средствами живописи? (На картине изображены улица, тротуар, занесённый первым снегом, на первом плане — дети, которые радуются снежинкам. Художник передал мысль о том, что первый снег — как и любое первое явление природы, первый ливень, первая гроза, первые прилетающие птицы, грачи — прекрасен, удивителен, особенно если человек замечает эти первые явления.)

— Каково начальное впечатление от наблюдения первого снега? Опираясь на какой-либо из предложенных вариантов высказываний в опорной схеме, сформулируйте мысль о первом впечатлении и запишите в тетрадь. (Записывают и зачитывают 2—3 примера.)

— Какого цвета здания? Где располагаются? Вспомните, что для описания местоположения объектов обычно используются наречия. (Слева и справа располагаются здания желтовато-серого цвета.)

— Представьте, что чувствуют дети. Сколько их? Как двигаются? Что переживают? Пофантазируйте, кто бы это мог быть, если бы вы смотрели на них из окна. (Подруги, незнакомые девочки, девочки из соседнего дома.)

— Есть ли на картине другие персонажи? Где они находятся? Чем заняты?

— Пофантазируйте, как вы любовались первым снегом. Может быть, вы чем-то были заняты, вернулись откуда-то, только что проснулись?

— С помощью каких наречий можно описать падение снега? Назовите и запишите их. (Легко, невесомо, медленно, тихо, бесшумно, красиво, сказочно, волшебно, необыкновенно, чудесно.)

Слово учителя. Таким образом, начать сочинение можно с указания даты наблюдения и обстоятельств, при которых был замечен первый снег. В основной части сочинения должно быть представлено описание природы, двора, в сущности, того, что нарисовано на картине. Для завершения дневниковой записи можно использовать образцы высказываний из опорной схемы 1. Может быть, наблюдение пейзажа из окна дома могло вдохновить на создание собственного рисунка, фотографии, на написание стихотворения.

Материал для заполнения таблицы

Снег: я слежу, любуюсь; белый, лёгкий; летит, кружится, падает, оседает, вьётся; чистые, по-детски беззащитные снежинки; зимний наряд к лицу земле; ощущение праздника.

Улица: открывается вид; заметённая, чистая улица; пустынный тротуар; сероватые следы похожи на узор; будто покрыт пуховым покрывалом.

Здания: возвышаются, обрамляя пейзаж; жёлто-серые дома, маленькие окна; будто украшены снежными хлопьями; снег лежит на плоских крышах.

Небо: я вижу маленький кусочек; прозрачное, спокойное, светло-серое, пасмурное; впечатление тишины, лёгкости, приглушённого света.

Дерево: просматривается над домами; коричневатые ветви с сухими листьями.

Персонажи: я наблюдаю за; подруги (незнакомые девочки) радуются, кружатся, танцуют; соседский пёс выбежал, удивляется, не понимает; девушка стоит у окна, кто-то разговаривает по телефону.

Образец включения дополнительной информации в основной текст

Слово учителя. В начале текста — дневниковой записи можно написать дату праздника Покров, т. е. представить, что первый снег выпал 14 октября. Можно указать, чем примечателен этот день. Это праздник в честь явления Божьей Матери в одном из храмов древнего Константинополя. Как и Масленица, Покров восходит к верованиям древних славян. К этому дню заканчивались все сельскохозяйственные работы, в этот день отмечалась встреча осени с зимой, с этого дня начинался сезон, когда женщины и девушки садились за прядение, ткачество, вышивание долгими зимними вечерами, начинался сезон зимних свадеб. Этот день был первым праздником холода. Как и на Масленицу, пекли тонкие блины, “запекали углы”, чтобы из жилища тепло не выдувало. Далее в сочинении описывается пейзаж, а в завершение творческой работы можно использовать одну из поговорок, примет. Например, в какой-то момент вспомнилось, как бабушка говорила... Или это мама вошла в комнату и произнесла... Поговорка оформляется как прямая речь, и дневниковая запись становится более интересной, красивой.

1) Не покрыл Покров — не покроет и Рождество. 2) На Покров земля снегом укрывается, морозом одевается. 3) Каков Покров, такова и зима. 4) Покров землю покроет — где листом, а где и снежком. (Пословицы и поговорки)

V. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

— С чего вы начнёте запись в дневнике?

— Какие слова и обороты будете использовать для создания рассказа от первого лица?

— Как будете писать сложные слова, обозначающие оттенки цвета? Как пунктуационно оформляются при письме деепричастие и деепричастный оборот?

VI. Домашнее задание. Упр. 233.






Для любых предложений по сайту: [email protected]