Обобщение по теме Причастие - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Обобщение по теме Причастие - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: обобщить знания учеников о причастии; совершенствовать умение строить монологическое высказывание на лингвистическую тему; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Умение работать самостоятельно. Умение оценивать чужой труд. Познавательные УУД. Построение речевого высказывания. Структурирование информации. Коммуникативные УУД. Умение слушать и вступать в диалог. Постановка вопросов.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания. Упр. 165 (по цепочке).

II. Закрепление изученного по теме “Причастие”.

1. Работа по распечаткам. Ученики дописывают предложения на розданных бланках; приводят примеры причастий; по завершении работы один ученик рассказывает о причастии, опираясь на записи. Класс дополняет рассказ ученика примерами.

■ Причастие — это ___________________________

Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов ___________________________

Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов ___________________________

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов ___________________________

Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов ___________________________

Краткая форма причастия образуется только ___________________________ _____________

По падежам не изменяются причастия ___________________________

Причастия не изменяются по родам в форме___________________________ ___________________________

Учитель подводит итог. Причастия можно отличить от прилагательных по значению (признак по действию, проявляющийся во времени); причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов. Полную и краткую формы имеют только страдательные причастия (гонимый — гоним; удивлённый — удивлён; начитанный — начитан; умытый — умыт). Краткие причастия не изменяются по падежам. В форме множественного числа причастий род не определяется. Отглагольные прилагательные отличаются от причастий: образованы от глаголов несовершенного вида; не имеют приставок (кроме не-), суффиксов -ова- (-ева-), зависимых слов.

2. Диктант с самопроверкой. Ученики записывают текст под диктовку, сравнивают со спроецированным образцом, задают учителю вопросы, проясняющие правописание слов и постановку знаков.

■ Однажды я видел, как хозяин пекарни, склонившись над свежеиспечёнными караваями, загадочно улыбается. “Слышишь? — спросил он меня. — Он смеётся!” Яприслушался. Корочка действительно трещала, то ли разговаривала, то ли хохотала.

Всё, к чему человек прикасается, хранит следы его настроения. Сваренный мамой куриный бульон может вылечить от простуды, немыслимая сила живёт в бабушкиных варениках из детства. Если блюдо приготовлено с любовью, то не исключены положительные результаты кулинарной магии в виде хорошего настроения и доброго здоровья. (Из журнала “Крестьянка”)

3. Работа с учебником. Упражнения из учебника выбираются в соответствии с потребностями класса в проработке той или иной темы.

4. Дополнительно: индивидуальные задания; выполняются учениками на доске, в проверке участвует весь класс.

■ Индивидуальное задание 1

Для проходивш.. дистанц..ю; от высохш.. коло..ца; в промокш.. пальт..; с остывш.. кофе; в открыт.. форт..чку; с развевающ..ся полотнищ..м; у почитаем.. в..терана; в проявивш..ся радост..; на открыт.. воздух..; не имеющ.. времен..; об улыбающ..ся однокла..сниках.

■ Индивидуальное задание 2

Сия..щая вода; люб..щие р..дители; передаваемые нов..сти; знач..мый для культуры; колебл..мые травы; опуска..щийся на дно; ре..щий флаг; стел..щийся дым; держ..щийся р..зультат; просушива..мые грибы; отдаля..мая р..звязка; невид..мая строч..ка.

■ Индивидуальное задание 3

Домотка..ное сукно — тка..ное дома полотно — вытка..ное полотно. Серебр..ный подстака..ник — посеребр..ный подстака..ник. Масл..ные оладьи — промасле..ная бумага — масля. .ные краски.

■ Индивидуальное задание 4

(Не)понимающий взгляд; (не)понявший условие задачи; (не)упакованные, а разбросанные вещи; (не)исследованная геологами местность; яркое, но (не)греющее солнце; ещё (не) облетевшие листья; блестела (не)высохшая роса; (незасеянные, а отдыхающие поля; колосья (не)скошены; овёс (не)убран крестьянами.

III. Домашнее задание. Контрольные вопросы и задания на с. 73 (подготовить устные ответы).






Для любых предложений по сайту: [email protected]