Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Морфология и орфография - Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Цели: закрепить сведения о самостоятельных и служебных частях речи.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Познавательные УУД. Анализ явления. Синтез знаний. Построение устного высказывания на учебную тему. Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной деятельности.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания. Упр. 489. Надо определить стиль текста выступления маршала Г. Жукова в связи с победой в Великой Отечественной войне. Далее сидящие за одной партой меняются тетрадями и проверяют выполненное упражнение.
II. Повторение сведений по морфологии и орфографии.
1. Построение высказываний на лингвистическую тему. Класс делится на три группы по вариантам. Первый вариант готовится рассказать о причастиях, второй — о деепричастиях, третий — о наречиях. Для восстановления в памяти этих сведений используются учебник, планы морфологических разборов (см. Приложение) либо соответствующие таблицы в книге Л. А. Поникаровой “Русский язык: морфология в таблицах и заданиях” (М., Просвещение, 2007).
2. Работа с учебником. Упр. 491. Комментированное письмо. Ученики указывают пять слов, характерных для художественной речи (мерцали, топазовый, ложе, лесистый, предвечерняя). В тетрадях и на доске выполняют морфологический разбор указанных слов. Упр. 492. Делают устно, используя игру “Лингвистическая эстафета”. Упр. 490. Ученикам надо ответить на вопросы и заполнить таблицу “Части речи в русском языке”.
III. Домашнее задание. Упр. 495.