Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Различие частицы не и приставки не - Частица - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: вспомнить написание не с разными частями речи; формировать умение систематизировать и обобщать ранее изученное.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение строить продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Экспресс-опрос. Учитель зачитывает сочетания слов, учащиеся называют употреблённые частицы — не или ни.
Не мог не слышать оппонента; как ни старайся, всё напрасно; о нём ни слуху ни духу; стоял ни жив ни мёртв; проснулся ни свет ни заря; не уронив своего достоинства; что ни говори, а он хорош; пой, пока не охрипнешь; событие нисколько не радостно.
II. Проверка домашнего задания. Упр. 431 (по цепочке).
III. Повторение правил о написании не с разными частями речи.
1. Распределительный диктант. Слова записываются в два столбика в зависимости от слитного и раздельного написания не. Словарная диктовка состоит из двух блоков: 1) не с существительными, прилагательными и наречиями на -о; 2) правописание не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Записав первый блок, дети формулируют правила написания не с существительными, прилагательными и наречиями, в слабом классе ученикам демонстрируется схема правила. Таким же образом происходит работа со вторым блоком слов.
■ Неестественность поведения; обошлось недёшево; совершенно непринуждённый разговор; весьма нерешительный шаг; ребёнок совсем неласковый; очень некрасивый зонт; бормотал что-то невнятное; далеко не лёгкое дело; вовсе не умный человек; смотреть не весело, а грустно; путь не близок; сделать не лучше и не хуже других; не обязан отчитываться; не должен смеяться; поступил не по-товарищески.
■ Давно не тренировался; не мог заснуть; невзлюбить с первого взгляда; наблюдать недоумевая; не кланяясь в пояс; не становясь на колени; непотопляемый лайнер; несостоявшийся матч; непобедимая армия; государство, не уступившее победу; не распечатанный, а заклеенный конверт; не соответствующий рангу; скамейка не покрашена.
Схема правила
“Не с существительными, прилагательными, наречиями на -о”
Не раздельно:
• есть противопоставление;
• со словами далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, никогда не;
• прилагательные, употребляющиеся только в краткой форме
Не слитно:
• без не не употребляются;
• можно заменить синонимом;
• со словами очень, весьма, крайне, совершенно;
• в сравнительной степени прилагательных и наречий
Схема правила
“Не с глаголами, причастиями, деепричастиями”
Не раздельно:
• со всеми глаголами, деепричастиями;
• в причастиях с зависимыми словами;
• в причастиях, если есть противопоставление;
• в кратких причастиях
Не слитно:
• с глаголами, деепричастиями, причастиями, которые без не не употребляются;
• в причастиях без зависимых слов
2. Работа с учебником. Упр. 438. Комментированное письмо. Вспоминают правила написания не- и ни- в местоименных наречиях, правила слитного и раздельного написания нес местоимениями и наречиями. Находят в текстах частицы и называют их. Упр. 445. Устный разбор с последующим выполнением.
IV. Тестовые задания.
1. Какие слова пишутся с не раздельно?
а) (не)доиграл партии
б) с утра (не)здоровится
в) (не)проясняя главного
г) (не)добился ничего
2. Какие слова имеют приставку не-?
а) обидное (не)доверие
б) (не)достаточно красив
в) долго (не)доумевать
г) (не)успевший на поезд
3. В каких словах не- входит в состав корня?
а) он (не)вежа
б) он (не)вежлив
в) разрушительная (не)нависть
г) (не)жить вместе
д) (не)жить малыша
V. Домашнее задание. Упр. 443.