Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
От автора
Предлагаемое пособие включает серию уроков к учебнику для 7 класса “Русский язык” авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. Разработки сопровождаются указанием целей, результатов обучения и универсальных учебных действий, что соответствует современному методическому аппарату ФГОС.
Учебник дополняется разнообразными видами диктантов и работой с текстами (анализ содержания, нахождение изучаемых языковых единиц, составление устных и письменных высказываний на основе прочитанного). Большинство уроков с тестовыми заданиями. Предложенные материалы позволяют обеспечить эффективное изучение русского языка и качественную подготовку к ГИА и ЕГЭ соответственно в 9 и 11 классах.
Данное пособие помогает последовательно организовать работу над расширением словарного запаса (слова отмечены знаком *) и круга фоновых знаний семиклассников.
Особое внимание уделено обобщению и систематизации изученных сведений по орфографии. Приводится материал, позволяющий научить разграничивать похожие и трудно усваиваемые семиклассниками лингвистические явления — прилагательные, отглагольные прилагательные, причастия; краткие формы прилагательного и причастия; причастный и деепричастный обороты; некоторые союзы и частицы. В книге также представлен ряд уроков- зачётов по основным темам, изучаемым в 7 классе.
Система уроков по развитию речи содержит аналитические вопросы, ознакомительные образцы сочинений, а также опорные схемы (далее — ОС), как то: “Описание пейзажа, изображённого на картине”, “Описание внешности человека”, “Описание действий”, “Сочинение-рассуждение”, состоящие из общего плана письменной работы, ключевых слов и выражений.
Работа с ОС проводится следующим образом. Каждый учащийся получает индивидуальную распечатку, знакомится с её содержанием. В ходе сбора материала к предстоящему сочинению школьники обращаются к опорной лексике, представленной в ОС, составляют и записывают высказывания на основе ключевых выражений. Степень использования ОС в окончательном варианте письменной работы варьируется в зависимости от уровня подготовленности и индивидуальных способностей учащихся.
Предлагаемые ниже организационные формы работы способствуют оживлению уроков русского языка, обогащению личностных ресурсов и активизации взаимодействия между учащимися.
1. Игра “Счётчик”.
Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Дети мысленно представляют названные слова записанными в столбик. Учащиеся удерживают этот зрительный образ, а педагог просит назвать определённую по счёту букву во всех словах. Например, учитель произносит: “Аллея, гамма”. Затем обращается к кому-то из учеников: “Вторая буква”. Тот называет л, а. Учитель даёт следующее задание, например: “Четвёртая буква”. Отвечающий произносит е, м. Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах — от 3 до 7.
Задание формирует умение мысленно видеть слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать в памяти буквенную структуру слова.
2. Игра “Лингвистическая эстафета”.
Каждый из учеников, выполнив свою часть упражнения (объяснив условия выбора орфограммы в слове, прокомментировав постановку знаков препинания в предложении), передаёт “эстафету” кому-то из одноклассников, называя его имя и фамилию. Учитель предупреждает, что каждый раз должен отвечать новый ученик.
Задание направлено на укрепление ученического коллектива, развитие навыков самоуправления, совершенствование внимания и скорости реакции.
3. “Диалоги о русском языке”.
Эта форма работы предлагается на этапе проверки домашнего задания или освоения нового материала. Учитель выбирает сидящих за одной партой. Один из учеников задаёт вопрос (например, по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов” или “Дефис между частями слова в наречиях”), другой отвечает. Так может быть опрошено 3—5 пар учащихся.
Игра направлена на формирование осмысленного отношения к материалу урока, на развитие коммуникативных навыков, учит не только отвечать на вопросы, но и грамотно задавать их.
4. Игра “Эксперт”.
Её можно применять при проверке домашнего задания. Из хорошо успевающих учеников выбирается эксперт, который руководит процессом. На доске записаны вопросы, сформулированные учителем, исходя из содержания текста упражнения, например:
— Назови слова с безударной непроверяемой гласной в корне.
— Объясни написание н и нн в словах, где есть эта орфограмма.
— Объясни постановку знаков препинания в предложениях 1, 3, 5.
— Найди и прочитай предложения с однородными членами.
Эксперт зачитывает вопрос и называет ученика, который должен ответить. Если нужно, эксперт дополняет, уточняет, исправляет ответ. Далее выбирается следующий ученик. По завершении игры класс оценивает работу эксперта, причём не только его знания, но и то, насколько внятно был прочитан вопрос, в корректной ли форме было высказано замечание по поводу неверного ответа, динамично ли прошла игра.
Игра развивает способность чувствовать аудиторию, помогает формированию организаторских навыков.
Книга предполагает творческое использование. Объём и способы подачи материала варьируются с учётом уровня подготовленности класса.