Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении - СОЮЗ
Цели: показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснения учителя, конструирование и разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложения:
Р...сунок и цвет обоев могут (не, ни)только изм...нить внешний вид пом...щения но и смя...чить (не, некоторые его (не, недостатки.
Дополнительные вопросы:
- Какие союзы встречаются в предложении? (Простой союз и, составной союз не только... но и.)
- Какова роль союзов в предложении? (Роль обоих союзов - соединительная. Рисунок и цвет обоев могут не только изменить внешний вид помещения, но и смягчить некоторые его недостатки.)
II. Проверка домашнего задания
Ученики зачитывают предложения с сочинительными и подчинительными союзами, выписанные из школьных учебников. Наиболее интересные предложения (с точки зрения использования союзов) записываем на доске и в тетрадях.
III. Изучение темы “Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении”
1. Слово учителя.
Так как правило заключено в самой формулировке темы, приступим сразу к применению этого правила на практике.
2. Разбор предложений.
Выберите в меню имя команды, отмеченное многоточием, и откроется диалоговое окно.
Чтобы выделить ячейку, щелкните на ней мышью.
Если выделить весь ряд данных, а затем щелкнуть на одной из его меток, то из всего ряда останется выделенной только эта метка.
Комментарий. Необходимо объяснить постановку знаков препинания, выделить правильно части сложного предложения.
3. Конструирование предложений.
Задание: по аналогии с инструкцией по работе с компьютером составьте предложения, используя ваши знания о союзах и употребляя глаголы в повелительном наклонении.
Например:
Чтобы узнать, части простого или сложного предложения соединяет союз И, выделите основы.
Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если это удалось, то перед нами сложноподчиненное предложение.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 323: устный разбор, построение схем предложений на доске и в тетрадях, письменное выполнение.
2. Упражнение 324: самостоятельное выполнение с последующим разбором, выполнение схем предложений на доске.
Домашнее задание
1. § 57.
2. Упражнение 325, 326 (по выбору или по вариантам).