Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Союзы сочинительные и подчинительные - СОЮЗ
Цели: показать отличия функций сочинительных и подчинительных союзов; совершенствовать навыки пересказа текста, навыки анализа предложений, лингвистического разбора.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; не закрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; хлеб да соль; не медленно, а быстро.
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказ учащихся о простых и составных союзах.
2. Пересказ текста о Ф.И. Буслаеве.
3. Упражнение 319: чтение составленных учениками сложных предложений с составными союзами.
Двое учеников в это время записывают на доске предложения и подчеркивают грамматические основы.
III. Изучение темы “Сочинительные и подчинительные союзы”
1. Работа с теоретическим материалом учебника: § 56, с. 148.
Вывод: сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос.
2. Слово учителя.
Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными. Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными. Подробно те и другие предложения мы будем изучать в теме “Синтаксис” в следующих классах. Пока же рассмотрим подробнее отношения, которые выражаются, в том числе, с помощью союзов в обоих видах предложений.
IV. Разбор предложений с сочинительными и подчинительными союзами
Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, определить роль союзов в предложениях, записанных на доске:
Квадраты полей и к...парисы и мал...нькие домики среди них и в...ющ...еся д...роги и платаны всё это тян...тся до г...р...зонта. (В. Некрасов.)
К...стер разг...рался (не)охотн... и вяло двигались тени (во)круг него.
(Что)бы уд...лить ж...рные пятна со страницы книги надо пр... сыпав загр...зне(н, нн)ый уч...сток молотым мелом прогладить его через белую бумагу горяч...м утюгом.
Комментарий.
Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны - всё это тянется до горизонта.
Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.
Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, присыпав загрязненный участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.
Примечание: во 2-м предложении важно почувствовать, что наречие относится ко второй части сложного предложения.
V. Выполнение упражнений
1. Упражнение 321: устный разбор, комментированное письмо; задания по синтаксическому и пунктуационному разбору выполняются на доске.
2. Упражнение 322: самостоятельная работа с последующим обсуждением.
VI. Словарная работа
- Выпишите слова, помещенные в рамках на с. 149-150; составьте с ними сложные предложения. Обратим внимание, что между частями сложных союзов запятая не ставится:
Кромешный, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.
Домашнее задание
1. § 56.
2. Выписать из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.